Мы, сами того не подозревая, ввели в календарь еще одну памятную дату — августовский дефолт. В этом году с помпой и ужасом отмечаем 10-летие. Буквально первый серьезный юбилей. И каждый раз в преддверии августа пресса начинает уныло предрекать: скоро дефолт, грядет банковский кризис… Находит множество тому признаков и подтверждений, цитирует всех, кто хоть
Впору вставлять «дефолт» в календарь народных примет. Что там у нас по августам? В начале месяца, например, Илья Пророк мечет громы и молнии. Если день ясный, значит, это не 2 августа. А каковы признаки дефолта? Невозможность внешних выплат по обязательствам? Кризис невозвратов? Цены на нефть? Сильная воля власть придержащих? Интриги политтехнологов? Желание наживы узкого круга, как в павловскую реформу?
Конечно, история с американским ипотечным кризисом пугает, но недаром же мы 50% средств Стабфонда из американской ипотеки на днях вывели. Значит, предохраняемся, как можем. К тому же в ноябре у них выборы и, следовательно, большие перспективы перемен. Скорее всего, к лучшему, потому что хуже уже некуда. Еще немного такими темпами, и Америку будут путать с какими-нибудь Мапуту и Гватемалой.
К тому же наш ипотечный рынок по сравнению с американским еще даже не родился. Да и взять ипотеку у нас крайне сложно (это по моему опыту — может, кому и легко): дают только тем, кто вернет на 300%.
До кризиса невозрата по кредитам вообще еще очень далеко. Хотя эта тема порой и мелькает на страницах уважаемых изданий, и даже чувствуется, как авторы и эксперты хмурят брови и морщат лбы, скорбно покачивая головами, но я верю в инстинкт самосохранения наших банков. Свое они точно вернут. И в прибыли окажутся как минимум за счет разнообразных «комиссий за рассмотрение»…
Что касается цен на нефть, то они как никогда оправдывают термин «черное золото», и тут мы вполне себе «впереди планеты всей», хотя нефтяники наши тоже любят сетовать на «мелкие бриллианты». Не видели они никогда «худых лаптей».
И наконец, если Илья Пророк уже давно так или иначе отвечает за громы и молнии на небесах, то при сложившейся вертикали власти никакого дефолта без высочайшего на то разрешения случиться просто не может. А зачем новому, полному сил президенту такие репутационные издержки в самом начале президентской карьеры? И все самые мощные политтехнологи тоже работают на него, так что нет никого, кто бы мог подложить ему такую могучую свинью.
По данным ВЦИОМ, от 43 до 47% россиян в последние четыре года утвердительно отвечали на вопрос о возможности повторения в стране финансового кризиса, аналогичного августовскому дефолту 1998 года.
И при этом мало кто может реально объяснить, почему же должен опять случиться дефолт. Газеты — они понятно почему об этом пишут. Лето, все в отпусках, тем не так много.
Но вот почему же, несмотря на те глобальные изменения, которые случились в экономике нашей страны за последние 10 лет, мы все равно так упорно его ждем? И с таким фанатизмом у нас любое событие на банковском или экономическом фронте обязательно означает скорый дефолт? А может, нормально все? И нет повода для истерик? И не надо каждый раз в приближении к августу скорбно поджимать губы и волноваться лишнего? А то сколько человека не корми, он все равно ползет на кладбище.
Ведь если дефолт все-таки случится, то мы узнаем о нем, когда все уже произойдет, и вряд ли успеем что-нибудь предпринять, как и 10 лет назад. И опять сможем начать жизнь и карьеру сначала, и снова будут рождаться дети и умирать те, кому пришел срок. И не надо пугать тех, кто не очень хорошо разбирается в экономике, — пощадите стариков и гуманитариев, не заставляйте их своими подозрениями и предсказаниями вынимать деньги из банков и прятать в чулки. А то и правда денег в банках не останется.
И тут я позволю себе анекдот: «