Во время кризиса работать в банковской сфере — что сидеть на бочке с порохом: вероятность того, что скоро «рванет» и вам придется искать новое место, очень велика. Возможностей для развития карьеры в этом секторе становится все меньше и меньше: по некоторым данным, к концу 2016 года количество открытых вакансий в банках сократится на 70%.
Для банковских сотрудников кризис означает «заморозку» карьеры — в стагнирующей финансовой системе становится мало возможностей для роста. Но такая заморозка не худший вариант. ЦБ уже отозвал лицензии у десятков банков, и это ударяет не только по клиентам, но и по сотрудникам. Когда банки ликвидируются или объединяются, «белые воротнички» остаются без работы. Одними из первых в очереди на сокращение стоят многочисленные менеджеры среднего звена. Именно им в ближайшем будущем предстоит карьерная трансформация: так как свободных вакансий в банках нет и в ближайшем будущем не появится, стоит задуматься о смене направления.
Куда пойти бывшему банковскому сотруднику, чтобы не катастрофически потерять в должности и зарплате, а работа при этом была интересной?
В рамках курса по профориентации для взрослых на «Антирабстве» мы разработали карьерную карту для мидл-менеджеров, работающих в банковской системе. Это наиболее вероятные варианты развития карьеры для того, кто недавно потерял работу или не видит перспектив для развития в банковском секторе.
Вариант 1. В ПИФы и инвестиционные фонды — на разные позиции, от аналитика до ведущего ассоциата.
При таком переходе кандидат выигрывает и в зарплате, и в должности. Причем и задачи у него будут более разнообразные и интересные, чем на прошлой работе. Однако найти свободную вакансию в этих компаниях во время кризиса будет сложно: как и все финансовые организации, ПИФы и инвестиционные фонды скорее сокращают сотрудников, чем открывают новые позиции.
Вариант 2. Свой бизнес.
В разгар прошлого финансового кризиса родились многие стартапы, которые сегодня стоят миллиарды. Примеры Airbnb, Dropbox, Pinterest и Groupon, запущенных в 2008 и 2009 годах, убедили нас, что кризис — подходящее время для начала своего дела. Конечно, предпринимательство связано с многочисленными рисками и стрессом — эта опция явно не подходит тем, кому необходим стабильный доход.
Вариант 3. В компанию, которая плотно работает с кредитами в банках, — в качестве CFO (ответственный за управление финансовыми потоками бизнеса).
Очень хороший вариант — возможность зарабатывать значительно больше, чем в самом банке, и профессионально развиваться. Опыт работе в банке сыграет вам на пользу, но открытых вакансий финансового директора на рынке всегда мало, поэтому конкуренция среди кандидатов будет высокой.
Вариант 4. В госкомпании и госструктуры — на позицию руководителя отдела или ведущего специалиста.
Неплохой вариант применения ваших навыков: на госслужбе опытного банковского менеджера будут ждать с распростертыми объятиями. Однако значительного повышения в должности по сравнению с прошлой работой ожидать не стоит, да и платить вам будут меньше, чем в коммерческой компании.
Среди бонусов такого пути — многочисленные льготы, причитающиеся сотрудникам госкомпаний: транспортные, медицинские, налоговые, повышенные пенсии и т. д. Обратная сторона — специфические ограничения: запрет на занятие предпринимательской деятельностью, необходимость предоставлять сведения о доходах и расходах семьи, запрет на зарубежные счета и имущество. В последнее время многие госкомпании ставят вопрос об ограничении выезда своих сотрудников за границу. Так что, если вы привыкли к регулярным каникулам в Европе или собираетесь отправить детей учиться в иностранные университеты, госслужба — это не ваш вариант.
Вариант 5. В консалтинг — руководителем отдела или ведущим специалистом.
С точки зрения профессионального развития и заработка это отличный вариант. Но стоит учитывать, что доходы в консалтинге складываются из обычно небольшого оклада и вознаграждения за закрытие больших контрактов. Минусы этого пути — стресс и нестабильность. Сфере консалтинга свойственна большая текучка кадров. Мало кто умеет продавать большие контракты. А те, кто не умеет, уходят сами — без процентов с контрактов оклад финансового консультанта не впечатляет. Если вы не готовы овладеть мастерством продажи больших контрактов или не чувствуете в себе таких способностей, нет смысла становиться консультантом.
На бумаге все выглядит просто, но как карьерные трансформации происходят в жизни? Вот несколько реальных историй слушателей «Антирабства», которые перешли на новую работу в последние месяцы.
История 1
N долгое время занимался инвестициями в крупном фонде. В силу объективных причин фонд начал снижать активность, и интересной работы для N там не было. Не очень понимая, чем заниматься дальше, N пришел в «Антирабство».
Общаясь с N, мы поняли, что он любит искусство и культуру и даже от случая к случаю занимается фандрайзингом для культурных проектов. Для N это было хобби – ему просто нравилось находить инвестиции для проектов своей жены, аукционов, интересных мероприятий, которые нравились ему самому. В результате у N образовалось огромное количество контактов людей, связанных со сферой культуры.
Проведя несколько встреч с N, мы поняли, что из его увлечения культурой и профессиональных навыков может получиться что-то очень интересное. Сейчас огромные направления, которым раньше инвестиции были не очень нужны, например образование и культура, ищут как раз таких людей, которые могут заниматься фандрайзингом. Мы провели множество переговоров, чтобы убедить N, что ему нужно обратить внимание на эти направления.
N смеялся и говорил, что в культуре себя не представляет. Но в итоге он проникся этой идеей и недавно стал директором по фандрайзингу и финансовой стратегии крупнейшего государственного музея.
Эта история подтверждает, что при профориентации взрослого человека важно выяснить не только его профессиональные навыки, но и то, чем он увлекается вне работы.
История 2
Девушка Y довольно долго работала в группе финансового контроля в крупной компании. Туда Y попала сразу после института и в итоге совершенно не представляла себе, как все устроено в других местах, какие бывают виды работы и что вообще происходит в бизнесе. Y была на хорошем счету, но когда компании стало хуже и начались сокращения в штате, она поняла, что это может дойти и до нее.
После собеседования на «Антирабстве» мы с Y решили, что нужно расширять карьерный горизонт — ведь она работала только в одной компании и ничего другого не видела. Поэтому, пока еще была такая возможность, нужно было попробовать себя в другом. И мы ее отправили, во-первых, поучиться, а во-вторых, попробовать менторить разные стартапы с точки зрения финансовой дисциплины. В таком менторстве особенно нуждаются стартапы, которые уже получили небольшие частные инвестиции, но никак не могут оптимизировать контроль денег, чтобы инвесторы понимали, куда идут их средства.
Y поработала с тремя стартапами, и в результате ей даже не пришлось искать работу, потому что один фонд пригласил ее ведущим финансовым аудитором. В итоге Y еще и поднялась по зарплате. У фонда сейчас около десяти стартапов, и Y курирует их финансовую дисциплину.
История 3
Z был руководителем направления продаж в одном из крупных банков, который попал под жесткую санацию. Он руководил работой с корпоративными клиентами, то есть был менеджером среднего уровня, и имел «подушку безопасности». Сложность была в том, что Z не хотел выходить из сферы: он говорил, что ему интересно работать в банках и заниматься именно тем, чем он занимался. А таких должностей сейчас очень мало, потому что банки санируют. Понимая, что ни в какую другую отрасль он не хочет, мы изучили все возможности и нашли кипрский банк, который тогда искал сотрудников для курирования российского направления.
У вакансии был немного другой профиль, и банк сначала отказался рассматривать кандидата. Мы придумали такой формат: уговорили Z и кипрский банк, чтобы Z там бесплатно поработал месяц. Такая практика совсем не распространена, потому что на бесплатные стажировки обычно идут молодые люди без опыта. И банк, и кандидат поначалу отнеслись к этой затее с недоверием. Но так как у Z были деньги (то самое пособие по санации), он, в принципе, ничего бы не потерял в случае провала эксперимента. В любом случае, месяц такой разминки в непривычной среде пошел бы Z на пользу. В результате все сложилось хорошо: Z «прижился» и понравился работодателю, сейчас он с семьей уже переехал на Кипр.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии