​Кто на самом деле регулирует банковскую систему?

Дата публикации: 12.12.2016 12:00
10 387
Время прочтения: 5 минут
Автор
Борис Воронин, директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств
Борис Воронин директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств
Источник
Banki.ru

Председатель Центрального банка? Первый заместитель? Нет, на самом деле ее регулируют люди, известные немногим. А теперь по порядку.

Pulp Fiction. Думаю, вы, как и я, с интересом прочитали интервью Дмитрия Тулина — куратора банковского надзора, первого заместителя председателя Банка России. Равно интересно и мнение его подчиненного — заместителя председателя Банка России Василия Поздышева. Их мнения совпадают: они планируют построить надзор по-новому — не как карающий, а как консультативный. Разумный подход, предполагающий изменение нынешней, очевидно «проигранной» модели работы надзора с поднадзорным, описываемый словами «снаряд против брони». Пока снаряд, к огорчению вкладчиков и предпринимателей, теряющих деньги в банках, отскакивает от брони.

Так заведено, что первый заместитель говорит в интервью что-то приятное, но чье мнение является определяющим и чье мнение на самом деле исполняют поднадзорные — банки?

Как устроено регулирование. Первая ступень — закон, вторая ступень — подзаконные нормативные акты, третья и самая массовая — это разъясняющие письма, рекомендации и лекции.

Закон со времен римлян «не заботится о мелочах».

Нормативные акты призваны детализировать требования закона. По сути, это «продолжение закона» другими средствами: все, что не смогли сформулировать депутаты и правительство, отдается «на откуп» регулятору. Эти нормы не могут противоречить закону и в целях «независимой экспертизы» проходят регистрацию в Минюсте России.

На практике, впрочем, в силу того, что нормативные акты написаны на «бюрократическом», а не на русском языке, эта ступень регулирования лишь добавляет вопросов.

Третья (и самая многочисленная) ступень регулирования состоит:

а) из разъясняющих писем (ответов на вопросы участников рынка);

б) рекомендаций;

в) лекций сотрудников Банка России.

Ирония состоит в том, что нередко письма регулятора начинаются заветными словами «Банк России не вправе толковать федеральный закон…», после чего идет толкование закона. Строго говоря, регулятор не вправе широко толковать и свои инструкции, указания и приказы. Поскольку это равносильно внесению изменений в них, что требует подписи курирующего этот вопрос зампреда, первого зампреда и председателя Банка России плюс обязательно регистрации в Минюсте России. Такая же ситуация и с рекомендациями регулятора, обязательно содержащими слово «рекомендуем» и не содержащими слов «обязаны», «требуется» и т. д. Но на практике требующими неукоснительного соблюдения.

А теперь вопрос: кто подписывает, а значит, формирует и определяет позицию Банка России в письме-разъяснении? Это зависит от того, кто написал запрос и кому он его написал. Однако, если обратиться к сайтам банковских ассоциаций, мы увидим, что большая часть разъяснений обычно подписывается директорами, и. о. директора или заместителями директоров департаментов. Подобные разъяснения в адрес банков, как правило, подписывают уже замдиректора или даже начальники управлений.

Какие Ф. И. О. у регулятора? Для понимания роли «подписантов» в определении надзорной политики поясним:

первый или просто заместитель председателя Банка России курирует вопросы, относящиеся к компетенции Банка России в части, определяемой приказом о распределении обязанностей. Именно первый зампред руководит Комитетом банковского надзора (КБН). Именно зампред продумывает и определяет подходы в работе надзора и, с одобрения председателя, пытается реализовать их через курируемые департаменты и службы. Все должности ниже должности зампреда — это просто разные уровни исполнителей. Как мы видим по недавним кадровым решениям, если есть проблемы в надзоре, то за них отвечает перед председателем опять же зампред.

Директор департамента — тоже обычно участник КБН, но его задача — организовать работу департамента и выполнить решения КБН.

Заместитель директора — это специалист, в определенной теме доросший внутри организации до этой должности, или бывший, не пригодившийся руководитель какого-то ликвидированного или реорганизованного департамента Банка России либо подразделения какого-нибудь госбанка.

Правовой нигилизм. Получается парадоксальная ситуация: заместители председателя контролируют подготовку законопроектов (нередко до конкретных формулировок), идеологически — нормативную базу и… теряют нити управления. Что именно и как именно выполняют участники рынка (письма-разъяснения, лекции), определяется людьми, далекими от политики регулятора, отягощенными собственными представлениями «как надо».

Полагаю, что именно эта «бюрократическая прослойка» и формирует основную «стоимость регулирования». Для примера приведем навязанную банкам/МФО/коллекторам необходимость внести «блок согласия» в состав кредитной истории. Одной подписью замдиректора департамента более чем 4 тыс. участников системы формирования кредитных историй были обязаны доработать программное обеспечение. Затраты на десятки миллионов рублей. Причем по существу ситуацию эта доработка не меняла, просто «на всякий случай». Понятный подход: люди, не участвующие в формировании политики Банка России в области надзора, могут только «крутить гайки по часовой стрелке» — за излишнюю строгость не наказывают.

Еще один существенный недостаток оформления позиции Банка России на низких уровнях «комсостава» — склонность к изменению позиции со временем и под влиянием вышестоящего начальника. И совсем уже печальные случаи, когда сознательно всем участникам рынка доводится одна позиция, а одному-двум — совсем другая.

Кто виноват — понятно, но что делать? Традиционное российское «запретить»? Нет, следует определить, что все ответы на все вопросы банков и их объединений направляются только за подписью не ниже заместителя председателя. Визы юридического департамента на письме директора или замдиректора департамента решительно недостаточно, поскольку там визы в юридическом департаменте ставят другие замдиректора и, значит, единая политика Банка России выдержана не будет.

Вполне возможно собирать за месяц вопросы по профилю каждого заместителя председателя. И, скажем, 10-го числа каждого месяца направлять (и публиковать на сайте Банка России) ответы на вопросы, поступившие за предыдущий месяц. Публикация снизит число запросов, заставит более тщательно подходить к выработке позиции и не позволит исполнителям давать разные ответы разным заявителям.

Лекции работников Банка России также не следует запрещать. Следует лишь сделать их регулярными для поднадзорных и в стенах Банка России (на Неглинной есть отличный актовый зал). Сейчас же в этом зале проходят семинары по опыту регулирования в каких угодно странах, кроме России. Но почему поднадзорные институты вынуждены скитаться по коммерческим лекциям, где в форме плохо завуалированной взятки им читают лекции те, кто так непонятно пишет нормативные акты?

Склонность Банка России к «правовому нигилизму» (собственному, расширительному толкованию законов, замене нормативных актов разъяснениями, лекциями за счет поднадзорных) заставляет вспомнить о судьбе тургеневского Евгения Базарова. Ведь сохранение прежних подходов в работе с поднадзорными институтами может привести к преждевременному завершению карьеры. А прекрасные слова в интервью так и не станут делами.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Lusya1
12.12.2016 15:02
Нечего добавить. Правовой нигилизм набирает обороты
3

romeostar
12.12.2016 19:31
Автор высказал позицию, которая давно известна банковским работникам с большим опытом, которые за период своей работы ни раз видели 2 разъясняющих письма ЦБ с противоположными ответами на один и тот же вопрос и подписанный одним и тем же сотрудником ЦБ. Раньше этот сотрудник был и.о. директора департамента, а недавно он стал полноценным директором департамента. Банковские специалисты с большим опытом работы поймут о ком идет речь. Так, что мультик про мышонка, который искал ответ на вопрос: "Кто самый сильный в мире?" является актуальным и сейчас. Роль мышонка в данном случае выполняет группа рядовых сотрудников Главного Управления ЦБ, не позволяющая письму кредитной организации дойти до департамента ЦБ, (там сотрудники такое могут написать, когда целесообразно было бы обратиться за методологической помощью напрямую в ЦБ) или группа сотрудников департамента ЦБ, если кредитная организация поступает мудро и в обход Главного Управления ЦБ отправляет письмо напрямую в ЦБ, поскольку процесс согласования ответов на адрессные вопросы кредитных организаций никто не отменял.
2

Lusya1
13.12.2016 09:23
romeostar,
Так департаменты спускают большинство запросов в гу. В итоге результат зависит от добросовестности исполнители и его непосредственного начальника
0

Обучение

Материалы по теме