Как впервые начать бизнес, не наломав дров? Миссия часто выполнима, если воспользоваться чужим опытом. Такую опцию будущим миллиардерам дает франчайзинг.
В прошлом эпизоде нашего сериала мы рассказали, как создать франшизу из своего бизнеса и начать зарабатывать на паушальных взносах и роялти. В этот раз речь пойдет о тех, кто решил инвестировать свое время и деньги в открытие бизнеса по готовой модели.
Самые успешные франшизы
В России сейчас спросом пользуются в основном франшизы, инвестиции в которые составляют от 1,5 млн до 3 млн рублей. Как правило, это сфера услуг, фастфуд и розничные магазины, рассказала Екатерина Сойак, генеральный директор EMTG, эксперт по франчайзингу.
Как правило, франшизу покупают начинающие предприниматели, которые ищут альтернативу работе по найму или пытаются создать источник дополнительного дохода. С началом пандемии франчайзи начали интересоваться медицинскими лабораториями. А до этого, в 2015—2020 годах, был бурный рост в секторе общественного питания. Появлялись форматы от точек с кофейными автоматами и выпечкой до концептуальных ресторанов. Вот один из примеров стандартного расчета по инвестициям в этот вид бизнеса.
Расчет возврата инвестиций (ROI) в пиццерию в течение 15 лет
Срок работы ресторана (в годах) |
Выплаты при вложении 1 млн руб. (тыс. руб. в год) |
ROI (% в год) |
Выплаты при вложении 5 млн руб. (тыс. руб. в год) |
ROI (% в год) |
1 |
120 |
12 |
613 |
12,3 |
2 |
141 |
14,1 |
720 |
14,4 |
3 |
151 |
15,1 |
773 |
15,5 |
4 |
157 |
15,8 |
805 |
16,1 |
5—15 |
158 |
15,8 |
806 |
16,1 |
Источник: dodoinvest
Характерной чертой последних полутора лет стало появление большого количества франшиз в пригородах, куда часть россиян переехала во время пандемии. «Люди поняли, что сервисы должны работать возле них, а не где-то вдалеке, поэтому те, кто наладил бизнес, связанный с доставкой, с обслуживанием у дома, тоже стали успешными. Поэтому растут магазины у дома типа FixPrice, «Фасоли», растет рынок оказания услуг у дома», — рассказывает исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко.
Насколько это выгодно, зависит от многих факторов: города, ниши, среднего чека, востребованности продукта, стоимости аренды. Без привязки к ним вам сделают «голую» калькуляцию, сколько, например, будет стоить запуск небольшой пиццерии под брендом «Синяя птица».
«Окупаются быстрее те франшизы, которые завязаны на востребованном продукте, низкой конкуренции в городе и предполагают довольно невысокий порог входа в бизнес (первоначальные инвестиции от франчайзи. — Прим. ред.): интернет-магазины, пункты выдачи заказов, выездные бытовые услуги», — говорит Анна Рождественская, руководитель проекта franshiza.ru.
Например, в маникюрном бизнесе рентабельность в среднем составляет 20—25%, у парикмахерской — 15—18%, в кофейном бизнесе — примерно 15—25%, приводит цифры Станислав Тихомолов, генеральный директор компаний «Бизнес Консалтинг» и «Инвестиционный Франчайзинг».
Рентабельность инвестиций (обычно обозначают ROI) во франшизы рассчитывается так же, как и у традиционного бизнеса, и представляет собой соотношение прибыли к инвестициям.
ROI = (прибыль/инвестиции)*100% |
Выбор ниши — это только часть успеха, все зависит от того, кто выбирает, как показывает практика.
Самые доходные акции за прошлый год
Название компании
Изменения за год
Покупка
Найти и отобрать
Открывая бизнес, предприниматели обычно выбирают франшизу, руководствуясь собственным интересом и опытом. Если своих идей нет, всегда можно обратиться за помощью в подборе в компании или на специализированные сайты. Их задача — помочь с поиском подходящего предложения.
Критерии подбора в основном следующие:
- интересы покупателя;
- бюджет;
- коммерческая успешность в городах, похожих по доходам, количеству жителей и климату.
Рекомендация от экспертов одна: будущий владелец франшизы должен хоть что-то понимать в той бизнес-франшизе, которую он выбирает. То есть администратору студии маникюра проще будет работать в бьюти-сфере, а бывшему сотруднику СТО — в предприятии, связанном с ремонтом автомобилей.
Найти подходящий вам формат бизнеса можно и на специализированных выставках. Например, есть BUYBRAND Expo, где представлены крупнейшие российские франшизы.
«На выставке можно лично пообщаться с франчайзером и действующими франчайзи (и то и другое одинаково важно для понимания, надо покупать франшизу или нет), получить консалтинговые услуги от специалистов, изучить конкуренцию и послушать экспертов в рамках форумной программы», — разъясняет Екатерина Сойак.
Финансовая сторона дела: предпринимателю рекомендуется иметь за душой на 30% больше первоначальной суммы инвестиций. Деньги потребуются на аренду помещения, зарплаты сотрудников, открытие юридического лица.
Развивать бизнес на кредитные средства не стоит. «Это может полностью убить проект, так как, кроме ежемесячных выплат роялти франчайзеру, бизнес должен будет выплачивать проценты по кредиту. Все эти выплаты перегружают экономику проекта и отодвигают срок окупаемости», — объясняет Анна Рождественская. Оптимальное соотношение своих и заемных средств — 1:1.
Реальный опыт. Франшиза по желанию
Готовая бизнес-модель еще не гарантия успеха.
«Некоторые ошибочно воспринимают франчайзинг как пассивную инвестицию: мол, раз у кого-то получилось на этом заработать, раз мне передадут «рецепт бизнеса», значит, мне ничего не придется делать. Это в корне неверно, франчайзинг — это точно такой же собственный бизнес, требующий постоянного вовлечения в проект, только в рамках действующей сети и под существующим товарным знаком», — рассказывает Анна Рождественская.
Вот, скажем, только примерные расчеты для открытия пекарни «Хлеббери!». Уже по расходным позициям ясно, что в производственной цепочке будет задействовано специальное оборудование, работе с которым потребуется обучить персонал. Это и многое другое потребует личного контроля и вовлеченности от франчайзи. Большинство франчайзи в России воспринимают запуск бизнеса по франшизе как легкий старт своего дела, которое приносит им доход. Однако открытие предприятия по готовой модели представляет собой расширение чужой компании (бренда), и позиция франчайзи сравнима с руководителем подразделения, а не с собственником бизнеса. Большой прибыли франшиза тоже не гарантирует, здесь все зависит от совместных усилий франчайзи и управляющей компании.
Франшиза с зернами кофе. Анастасия работает наемным сотрудником в одной из столичных компаний, но всегда мечтала о кофейне и решила вместе с коллегой открыть небольшую точку на юго-востоке столицы, став франчайзи Coffee Moose.
«Чтобы выбрать франшизу, мы смотрели на кофейни на улице, выбирали те, где располагает концепция, предлагают вкусный продукт и хороший сервис, рассказывает Анастасия. — У нас было примерно 7—8 кандидатов, изучали каждого на предмет условий договора, размера паушального взноса и роялти. Если информация не была представлена в открытом виде, то встречались, созванивались».
Инвестиции в открытие подобной точки начинаются от полумиллиона рублей. В эту сумму входят: аренда помещения, косметический ремонт, обеспечение оборудованием, покупка кофе и других необходимых материалов на один месяц, а также реклама и паушальный взнос. Оборот точки оценивается в 300 тыс. рублей в месяц.
У Анастасии паушальный составил 165 тыс. рублей, плюс роялти — 5% ежемесячной выручки. Кофейня окупилась почти за два года, три месяца из этого срока в российской столице был локдаун из-за коронавируса. Сейчас точка приносит 40—50 тыс. рублей прибыли при хороших продажах.
«Полагаю, с франшизы можно начинать, если с бизнесом не имел дела: владельцы дают много вводной информации, есть зарекомендовавший себя бренд», — резюмирует свой опыт Анастасия.
Франшиза по диагностике. Петербурженка Тамара, франчайзи сети медицинских лабораторий, признается, что направление для бизнеса выбирала интуитивно. Партнером по бизнесу, как и у Анастасии, стала коллега.
Франшизу выбрали ту, где понравился подход к бизнесу и отношение франчайзера. «Она окупилась примерно через три года. Сейчас у нас две точки, которые приносят в среднем 200—600 тысяч рублей прибыли ежемесячно», — рассказывает Тамара.
Размер первоначальных вложений во франшизы медицинских лабораторий начинается в среднем от миллиона рублей, но в Москве и крупных городах он может быть гораздо больше — до 3 млн. Паушальный взнос тоже зависит от численности населения. Например, за открытие лаборатории по франшизе в городе с населением до 100 тыс. человек нужно заплатить 50 тыс. рублей, а в мегаполисе — почти в 4 раза больше.
У Тамары паушальный взнос составил 10 роялти, но потом по условиям договора франчайзер освободил ее от ежемесячных платежей на полтора года.
К плюсам ведения бизнеса по франшизе владелица двух лабораторий относит бренд, известный в России и странах СНГ, обучение персонала, регламент работы, ежегодные семинары и встречи с другими франчайзи, франчайзерами.
Но Тамара столкнулась и со сложностями ведения бизнеса по франшизе — сеть медицинских лабораторий постоянно расширяется, и конкурентов становится все больше.
Кстати, Анастасия, владелица кофейной точки, тоже признается, что сейчас, с опытом, не стала бы иметь дела с франшизой. К недостаткам таких проектов она относит выплату роялти и ограничения, которые накладывает договор. Они сводят на нет творческие начинания предпринимателя.
Не стоит скидывать со счетов и фактор времени, для франшизы он может быть фатальным: бизнес-модель может просто устареть, отстать от требований рынка, не выдержать роста конкуренции и повышения себестоимости ресурсов.
Резюме
Чтобы избежать проблем при открытии франшизы, эксперты, в частности, Рождественская, рекомендуют:
- изучить договор и бизнес-план;
- не покупать франшизу исключительно на заемные средства;
- проверять репутацию франчайзера, юридические права на объекты интеллектуальной собственности;
- изучить финансовую отчетность материнской компании;
- сверять прогноз доходности с потенциалом роста предприятия в конкретном городе;
- не ориентироваться только на прогнозы рентабельности и окупаемости.
Создать пекарню, студию красоты, да все что угодно с готовой моделью и расчетами — посильная цель. Но здесь надо четко понять, готовы ли вы инвестировать в нее не только ваши деньги, но время и силы, а еще нести ответственность за результат своей работы.
В заключительной серии мы расскажем, сколько зарабатывают на франшизе пассивные инвесторы.
Анна РОДИНА для Banki.ru
Комментарии