Изучили, как зарабатывают и тратят бонусы держатели карт с программами лояльности.
Все мы пользуемся банковскими картами. По большинству из них банки предлагают скидки у партнеров, кэшбэк за покупки, мили и другие способы вознаграждения, мотивирующие нас в разных жизненных ситуациях пользоваться именно этой картой именно этого банка. Зачастую эти приятные бонусы объединены еще и общим знаменателем программы лояльности банка и какой-либо компании (группы компаний), если карта кобрендовая.
Охватить все существующие на рынке программы лояльности в одном материале невозможно. Поэтому мы решили изучить мультиретейловые программы лояльности крупнейших российских банков и компаний, начисляющих вознаграждение не рублями, а баллами или милями, которые можно обменивать на оплату товаров и услуг у компаний-партнеров.
Спойлер: без кэшбэка все равно не обошлось. Хотя не все крупные банки предлагают прямой денежный кэшбэк, именно за него выступают большинство пользователей, поучаствовавших в опросе Банки.ру (1). Более 88% респондентов считают рублевый кэшбэк более выгодным, нежели программы лояльности с баллами и милями.
Только 24,5% опрошенных не пользуется программами лояльности совсем, а 26% используют программу «СберСпасибо» от СберБанка. На втором месте по популярности программа «Мультибонус», доступная пользователям карт ВТБ и Почта Банка, а на третьем — «МКБ Бонус» Московского Кредитного Банка. Замыкают пятерку лидеров опроса программа «МАКС» банка «ФК Открытие» и «Халва» Совкомбанка.
По данным Банка России, доля выпускаемых российскими банками кредитных карт за последние десять лет увеличилась с 8,3% до 12,6% по отношению ко всем выпускаемым пластиковым картам. Максимальной планки выпуск кредиток достигал во второй половине 2020-го и в первой половине текущего года — от 13% до 13,3%, после чего стал немного снижаться.Доля кредитных карт, подключенных к программам лояльности, также уступает доле дебетовых, согласно ответам пользователей, поучаствовавшим в нашем опросе. Кредитки с программами лояльности используют менее трети респондентов, тогда как дебетовые карты — 84,3% опрошенных. Почти 5% пользуется картами без программ лояльности.
Поели и поехали
В первом полугодии 2021 года на снятие наличных пришлось менее 5% операций с использованием карт. Остальные 95% операций — оплата товаров и услуг на сумму более 17,4 трлн рублей, согласно данным ЦБ. Для сравнения: за аналогичный период 2020 года россияне оплатили картами 12,8 трлн рублей, а на снятие наличных приходилось 6,6% операций по картам.
На что же чаще всего тратят заработанные баллы пользователи карт с бонусными программами? Первыми по популярности категориями трат стали продовольственные товары и тревел-услуги (путешествия, билеты на транспорт, отели и т. п.) — в этом сошлись и банки с совокупной клиентской базой бонусных программ более 95 млн человек, и пользователи, отвечавшие на наши вопросы. Дальше статистика расходится. Если по ответам опрошенных пользователей на третьем месте общепит и доставка еды, то банки отдают «бронзу» бытовой технике и электронике.
Любопытно, что опрошенные держатели карт реже обменивают заработанные баллы на реальные рубли, чем показывают данные банков, приславших анкеты. Вероятно, дело в том, что условия программ лояльности многих банков не предусматривают обмен баллов на рубли. А в программах, где это возможно, курс обмена, как правило, зависит от нескольких факторов: например, от уровня карты или от количества накопленных баллов, за которые можно получить рубли, а не товары и услуги.
Среди поучаствовавших в нашем опросе банков больше всего пользователей льготных программ у крупнейшего банка страны — СберБанка — 54 млн. ВТБ вместе с дочерним Почта Банком и общей программой «Мультибонус» на втором месте с 12 млн пользователей. Третье место занял Альфа-Банк (10 млн пользователей), четвертое — Совкомбанк с программой «Халва» (4,6 млн), пятое — банк «Санкт-Петербург» с программой «Ярко» (0,97 млн).
По количеству указанных в анкете компаний и предприятий партнеров с большим отрывом лидирует «Халва» Совкомбанка (37,8 тыс. партнеров). На втором месте «СберСпасибо» (более 2,1 тыс. партнеров). На третьем месте программа «Сливки» Ак Барс Банка, с которой работают 382 партнера. Замыкают «партнерскую» пятерку лидеров опроса «Мультибонус» ВТБ и Почта Банка, на момент ответа суммарно включающая 231 партнера программы, и программа лояльности Альфа-Банка, в которой участвуют 189 партнеров.
Мы кратко разобрали программы лояльности отобранных для анкетирования крупных банков, от которых получили обратную связь. Далее десять таких программ выстроено по числу подключенных к ним пользователей, согласно полученным от банков данным на 01.10.2021 или на последнюю актуальную дату (опрос проводился в октябре и ноябре 2021 года).
«СберСпасибо» (СберБанк)
– 54 млн пользователей.
– 130 партнеров федерального масштаба, около 2 000 региональных партнеров.
– Курс накопления: 0,5–30% бонусов «Спасибо» за 100 потраченных рублей (суммы трат округляются до 100 рублей в меньшую сторону) / 4–10% СберМиль от суммы покупки в категории «Путешествия» и 1–3% в других категориях (есть исключения).
Пользователи программы «СберСпасибо» могут получить четыре уровня привилегий:
- 2-й уровень — дополнительные 0,5% бонусов от СберБанка;
- 3-й уровень — повышенные бонусы в двух категориях трат;
- 4-й уровень — в четырех категориях.
Обменивать бонусы на рубли можно по курсу 1 бонус = 0,5–0,75 рубля в зависимости от уровня. Тратить накопленные бонусы у партнеров можно по курсу 1 балл «Спасибо» за 1 рубль, оплачивая бонусами до 99% стоимости товара/услуги.
Максимальная сумма бонусных операций — от 50 тыс. до 200 тыс. рублей в месяц в зависимости от карты. Накопленные бонусы аннулируются в течение 24 месяцев с даты их начисления.
В рамках «СберСпасибо» можно получать и СберМили (при наличии «СберКарты Тревел»), которые можно тратить на путешествия, билеты и отели по курсу 1 СберМиля = 1 рубль. Оплачивать покупки накопленными милями можно как полностью, так и частично.
«Мультибонус» (ВТБ)
– 12 млн пользователей (вместе с Почта Банком).
– Более 150 партнеров на накопление (раздел «Накопить») и более 80 партнеров на списание в каталоге программы.
– Курс накопления: 1–1,5% от суммы покупки и до 20% за покупки у партнеров программы с опциями «Кэшбэк», «Коллекция» или «Путешествия»; 1–1,5% от суммы покупки с опцией «Инвестиции».
Обменивать бонусы на рубли можно по курсу 1 бонус = 1 рубль (с опцией «Кэшбэк»). Также клиентам ВТБ доступны опции получения бонусных миль, снижении ставки по кредиту за счет бонусов (опция «Заемщик»), вложения бонусных баллов в собственные сбережения и приобретение ценных бумаг. Подключать одну из опций и менять ее на другую можно раз в месяц. Оплачивать покупки накопленными бонусными баллами у некоторых партнеров программы можно как полностью, так и частично.
Если у клиента есть карты и ВТБ, и Почта Банка с подключенным «Мультибонусом», бонусы этих карт суммируются.
Накопленные бонусы аннулируются в течение 12 месяцев с даты их начисления.
«Мультибонус» (Почта Банк)
– 12 млн пользователей (вместе с ВТБ).
– Более 150 партнеров на накопление (раздел «Накопить») и более 80 партнеров на списание в каталоге программы.
– Курс накопления: 1—6% от суммы покупки в зависимости от карты и категории трат и до 20% за покупки у партнеров программы.
Обменивать бонусы на рубли можно по курсу 1 бонус = 1 рубль. Конвертированные рубли зачисляются на сберегательный счет, минимальное количество для конвертации — 100 бонусов.
Если у клиента есть карты и ВТБ, и Почта Банка с подключенным «Мультибонусом», бонусы этих карт суммируются.
Накопленные бонусы аннулируются в течение 18 месяцев с даты их начисления.
Программы лояльности Альфа-Банка для «Цифровых карт»
– 10 млн пользователей.
– Порядка 200 партнеров.
– Курс накопления: 0,5—10% бонусных баллов от суммы покупки в зависимости от карты и категории трат / 2—8% бонусных миль за 100 рублей или 2—11 миль за 100 рублей в зависимости от премиальности карты, категории трат (повышенное начисление за категорию «Тревел» на сайте банка) и объемов трат по карте за месяц.
По большинству карт банка можно заработать от 2 000 до 5 000 баллов или от 10 000 до 22 000 бонусных миль за календарный месяц. Тратить мили на сайте или в приложении банка можно от 1 000 миль за одно списание по курсу 1 бонус = 1 рубль.
«Халва — Совкомбанк»
– 4,6 млн пользователей.
– Около 38 000 ретейл-партнеров.
– Курс накопления: 1—10% при оплате собственными средствами в зависимости от суммы трат и других условий; 1% при оплате заемными средствами в магазине-партнере через телефон.
Основной нюанс программы — она прилагается к одноименной карте рассрочки. Расплачиваться картой «Халва» можно в любых торговых точках, но бесплатная рассрочка доступна только для покупок в магазинах-партнерах.
Для участия в программе лояльности необходимо совершать не менее пяти покупок картой «Халва» за отчетный период (месяц, рассчитывается индивидуально, согласно условиям) собственными или заемными средствами на общую сумму не менее 10 000 рублей. Бонусные баллы не начисляются, если держатель карты «Халва» допустил просроченную задолженность в текущем или прошлом отчетном периоде по любому кредитному продукту банка.
Пользователи программы «Халва» могут заработать 2% при оплате в магазине-партнере собственными средствами на карте; 2—6% при оплате в офлайн-магазине-партнере собственными средствами через телефон (Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay); 10% при оплате в офлайн-магазине-партнере собственными средствами через телефон свыше 50 тыс. рублей и подключенной подписке «Халва Десятка» (299 руб./мес. со второго месяца пользования); 1% при оплате заемными средствами в магазине-партнере через телефон, собственными средствами при оплате более 1 000 рублей не у партнера программы, а также за каждый платеж картой услуг в разделе «Оплата услуг» приложения «Халва — Совкомбанк».
Обменять накопленные баллы на рубли в рамках «балльного кэшбэка» можно только за покупки, совершенные за счет заемных или собственных средств в магазинах-партнерах за два последние месяца, предшествующих дате обмена. Курс обмена: 1 бонус = 1 рубль. По программе лояльности можно заработать до 5 000 баллов за календарный месяц.
Накопленные бонусы аннулируются в течение 12 месяцев с даты их начисления.
Бонусная программа «Ярко» (банк «Санкт-Петербург»)
– 970 тыс. пользователей.
– Около 130 ретейл-партнеров.
– Курс накопления: 0,5—5% за каждые полные 100 рублей проведенной операции, в зависимости от типа карты, суммы и категории трат; до 18% при покупках у партнеров / 1,5—2% на все покупки (есть ограничения) или 1,5—8% от суммы в зависимости от типа карты при оплате билетов и отелей на тревел-сайте банка.
Как заработать, так и потратить можно от 1 000 до 30 000 бонусных баллов / от 6 000 до 12 000 миль за календарный месяц по одной карте в зависимости от ее вида. По нескольким картам бонусная программа допускает накопление в сумме до 50 000 бонусных баллов за календарный месяц.
Обменять накопленные баллы на рубли можно по курсу 1 бонус / миля = 1 рубль. Отметим, что баллами и милями можно оплатить только полную сумму покупки (бонусной операции). Возмещение части расходуемой суммы условиями программы не предусмотрено.
Программа лояльности ЮниКредит Банка
– Более 600 тыс. пользователей.
– 13 партнеров.
– Курс накопления: 1—10% бонусных баллов от суммы покупки в зависимости от вида карты, категории и объемов трат / 1—5% миль от суммы покупки в зависимости от объемов трат, вида и валюты карты; 3—10% в зависимости от карты на оплату билетов и отелей на тревел-сайте банка и 30% за покупки в магазинах Duty Free (для карт AIR).
Бонусные баллы / мили по картам банка начисляются при тратах не менее 10 000 рублей за календарный месяц и зачисляются на счет выбранной бонусной программы партнера по курсу 1 бонус = 1 балл партнерской программы (супермаркеты, аптеки, телекоммуникационные услуги, авиалинии, ж/д перевозки, благотворительный фонд и др.) или 1 бонус = 10 баллов партнерской программы (программы сетей Х5 Групп). При выборе миль как вознаграждения 1 бонус = 1 рубль.
Пользователи премиальных карт ЮниКредит Банка могут выбирать нового партнера для начисления баллов или менять бонусные баллы / мили на прямой кэшбэк в качестве вознаграждения, и наоборот.
Заработать можно от 2 000 до 30 000 бонусных баллов за календарный месяц в зависимости от вида карты. Число миль за месяц по картам банка неограниченно, за исключением покупок в иностранной валюте по рублевым картам — для таких случаев ограничение составляет 3 000 миль в месяц.
«Сливки» («Ак Барс»)
– 560 тыс. пользователей.
– Более 380 ретейл-партнеров.
– Курс накопления: 1—10 «кэшбэк-рублей» за 100 рублей / 2—10 «универсальных миль» за 100 рублей в зависимости от условий карты и категории трат.
В рамках программы «Сливки» пользователи карт банка «Ак Барс» могут подключить одну из предложенных категорий и ежемесячно менять эту категорию: «Кэшбэк-рубли» (обмен заработанных баллов на рубли), «Универсальные мили» (обмен заработанных баллов/миль на авиа- и ж/д билеты, аренду авто, оплату проживания в отелях). Бонусная программа «Ак Барса» в среднем на 20% выгоднее кэшбэка.
Накопить можно до 4 000 рублей в месяц или до 5 000 миль и до 15 000 миль по премиальным картам в месяц, а оплачивать покупки накопленными милями как полностью, так и частично.
Курс конвертации «кэшбэк-рублей»: 1 «кэшбэк-рубль» = 0,5 рубля при единовременной сумме конвертации до 2 500 «кэшбэк-рублей» и 1 «кэшбэк-рубль» = 1 рубль при единовременной сумме конвертации свыше 2 500 «кэшбэк-рублей».
«Уралсиб Бонус» (банк «Уралсиб»)
– 250 тыс. пользователей.
– Курс накопления: 1—3% бонусных баллов / миль от суммы покупки в зависимости от пользования другими продуктами банка.
Бонусные баллы / мили по картам банка начисляются при тратах не менее 10 000 рублей за календарный месяц. Бонусными баллами (в данном случае они называются бонусными рублями) можно возместить сумму одной из совершенных покупок за предыдущий календарный месяц на сумму от 1 500 до 50 000 рублей по курсу 1 бонусный балл = 1 рубль. Баллами можно оплатить только полную сумму покупки. Возмещение части расходуемой суммы условиями программы «Уралсиб Бонус» не предусмотрено.
При этом доступна частичная оплата милями билетов, отеля или аренды автомобиля в разделе «Путешествия за бонусы» на сайте банка. По тому же курсу: 1 миля = 1 рубль.
Максимальная сумма бонусных операций ограничена 200 тыс. рублей в месяц (400 тыс. рублей в месяц для пользователей премиальных пакетов услуг).
Накопленные и неиспользованные «бонусные рубли» аннулируются в течение 12 календарных месяцев с даты их начисления. Также бонусы аннулируются в случае появления у участника программы просроченной задолженности от 30 календарных дней (включительно) по любому из кредитных продуктов банка.
Citi Select (Ситибанк)
– 100 тыс. пользователей.
– 10 ретейл-партнеров.
– Курс накопления: 3% бонусных баллов за покупки до 10 000 рублей и 15% за покупки свыше 10 000 рублей в месяц по картам Citi Select / 2,5 бонусных балла за каждые 30 потраченных рублей по карте Citi Ultima.
В рамках программы Citi Select пользователи карт банка могут тратить накопленные баллы (в этой программе они называются «селекты») следующим образом:
- оплатить ими (полностью или частично) такси, покупки в супермаркетах, на АЗС, в ресторанах, барах и кафе (включая фастфуд) или на АЗС по курсу 11 селектов = 1 рубль;
- возместить (полностью или частично) покупку в определенных банком категориях, сделанную не ранее чем за 60 дней до запроса на возмещение средств, по курсу 8 селектов = 1 рубль;
- обмен «селектов» на бонусные баллы или промокоды партнеров программы по курсу банка, зависящего от партнера и суммы обмена.
Накопленные и неиспользованные «селекты» аннулируются в течение 36 месяцев с даты их начисления.
Кто, если не банк?
Держатели карт тратят накопленные бонусные баллы на продукты, путешествия, билеты или топливо не только в собственных программах банков. Значительное число респондентов нашего опроса отметили программы лояльности магазинов Х5 Групп, российских авиаперевозчиков, единственного железнодорожного перевозчика и крупных сетей АЗС. Мы выбрали пятерку наиболее часто упоминаемых в ответах.
Программа «Выручай-карта» («Пятёрочка»)
– 46,4 млн активных клиентов.
– 40 ретейл-партнеров.
– Курс накопления: 0,5% (базовый уровень); 2—10% в выбранных категориях в зависимости от уровня участника и суммы покупок.
– Кобрендовые карты: Альфа-Банк, Почта Банк, Х5 Банк (работает по лицензии Альфа-Банка).
С 25-го числа текущего месяца по 5-е число следующего месяца покупатели должны выбрать пять категорий повышенного кэшбэка, который начисляется баллами на счет клиента. Уровень участника и число доступных дополнительных категорий определяется в зависимости от суммы покупок.
- Уровень 0: 0,5% базовый кэшбэк.
- Уровень 1: 10% на одну категорию — доступен после покупки на 1 рубль.
- Уровень 2: 10% на одну категорию и 2% на другую категории — доступен после покупок на 1 000 руб./мес.
- Уровень 3: 10% на одну категорию и 3% на две другие категории — доступен после покупок на 3 000 руб./мес.
- Уровень 4: 10% на одну категорию и 4% на три другие категории — доступен после покупок на 5 000 руб./мес.
- Уровень 5: 10% на одну категорию и 5% на четыре других категории — доступен после покупок на 10 000 руб./мес.
Кроме того, получить дополнительные баллы можно, совершая покупки в день рождения, оставляя отзывы о купленных товарах, участвуя в акциях, совершая покупки у партнеров или оплачивая покупки кобрендовыми картами.
Накопленными баллами можно оплачивать до 100% стоимости покупок в «Пятёрочке» по курсу 10 баллов = 1 рубль, или в магазинах-партнерах.
Программа лояльности «Клуб Перекресток»
– 14 млн активных клиентов.
– 80 ретейл-партнеров.
– Курс накопления: 1 балл за 10 потраченных рублей; 20% кэшбэка в любимой категории.
– Кобрендовые карты: Альфа-Банк, «Тинькофф», Х5 Банк (работает по лицензии Альфа-Банка).
Баллы начисляются за покупки в магазинах «Перекресток» из расчета 1 балл за каждые полные 10 рублей в чеке. Дополнительные баллы начисляются при оплате кобрендовыми картами, в течение двух дней до дня рождения и в день рождения участника, а также в рамках акций и персональных предложений.
Раз в месяц клиент может выбирать любимую категорию товаров, за которую будет начисляться кэшбэк в размере 20% от суммы покупок в выбранной категории.
Накопленные баллы можно тратить на оплату покупок по курсу 10 баллов = 1 рубль.
Программа лояльности «РЖД-Бонус»
– 6,5 млн активных клиентов.
– 36 ретейл-партнеров.
– Курс накопления: 1 балл за 3,34 потраченного рубля.
– Кобрендовые карты: Росбанк и СМП Банк.
– Банки-партнеры: СберБанк, Газпромбанк, банк «Открытие», Альфа-Банк, Почта Банк, «ДОМ.РФ», «Ак Барс», БКС Банк (можно менять бонусные баллы в разных программах на баллы «РЖД-Бонус»).
Бонусы начисляются при покупке билетов на поезда дальнего следования из расчета 1 балл за каждые 3,34 рубля. При подключении программы начисляется 500 приветственных бонусов. Также получать бонусы можно за покупки в магазинах-партнерах и обменивая банковские бонусы на «РЖД-Бонусы».
Потратить баллы можно на покупку билетов на поезда дальнего следования себе, родным и друзьям или повысить уровень комфорта путешествий. Стоимость билетов, которые приобретаются в рамках программы лояльности, устанавливается в баллах в зависимости от дальности поездки и типа вагона. Кроме того, баллами можно делиться с благотворительными организациями.
Программа лояльности «Аэрофлот-Бонус»
– 9,8 млн активных клиентов.
– 170 ретейл-партнеров.
– Курс накопления: 1,75—2 мили за каждые 60 потраченных рублей в зависимости от банка.
– Кобрендовые карты: СберБанк, Альфа-Банк, Ситибанк, СМП Банк, банк «Открытие», Газпромбанк.
Мили начисляются за перелеты авиакомпанией «Аэрофлот» и авиакомпаниями-партнерами. Размер начислений зависит от направления и тарифа. Рассчитать количество миль, необходимых для покупки билета, можно в калькуляторе миль на сайте авиакомпании.
Также мили можно получать за покупки товаров и услуг у партнеров программы и при оплате любых покупок кобрендовыми картами (от 1,75 до 2,2 мили за каждые потраченные 60 рублей в зависимости от банка).
Программа лояльности «Нам по пути» (АЗС «Газпромнефть»)
– Кобрендовые карты: Газпромбанк.
– Курс накопления: 1—2 бонусных балла за литр в зависимости от статуса карты.
Статус карты зависит от объема заправленных литров топлива на АЗС «Газпромнефть» в предыдущем месяце. Дополнительные бонусы начисляются новым участникам программы при совершении первой покупки, за приглашение друга, за заправки от 50 литров три месяца подряд, за покупки в магазинах и кафе на АЗС «Газпромнефть». Кроме того, получать дополнительные бонусы можно, расплачиваясь кобрендовыми картам Газпромбанка.
Потратить накопленные бонусы, можно на оплату топлива, товаров и услуг на АЗС «Газпромнефть» из расчета 1 бонус = 1 рубль.
Несмотря на некоторое снижение популярности кобрендовых карт, компании и банки продолжают делать взаимовыгодные продукты. Разумеется, как и в банковской системе в целом, крупные банки доминируют и на рынке программ лояльности, уступая, может, только федеральным продуктовым сетям. И абсолютно все банки делают ставку на большую универсальность, включая и собственные мильные программы, и выбор между баллами и кэшбэком, кооперируясь сразу с несколькими партнерами на выбор пользователя. Дело уже не столько в курсе обмена баллов на товары или рубли, размере банка, месячном ограничении или сроке годности бонусных баллов, сколько в простоте условий и удобстве пользования программами лояльности для максимального числа клиентов.
(1) Опрос проводился в октябре и ноябре 2021 года путем анкетирования читателей Банки.ру. Вопросы 2, 3 и 5 допускали несколько вариантов ответа от одного опрашиваемого. В опросе приняли участие более 200 респондентов.
(2) Благодарим банки, предоставившие данные для подготовки этого материала: Ак Барс Банк, Альфа-Банк, банк «Санкт-Петербург», банк «Уралсиб», ВТБ, Газпромбанк, Почта Банк, Росбанк, СберБанк, Ситибанк, Совкомбанк, ЮниКредит Банк. Бонусные программы указанных банков охватывают в сумме свыше 95 млн пользователей.
Вадим ТИХОНОВ, Анастасия БЕЛИК, Banki.ru