В Народный рейтинг Банки.ру поступила жалоба клиентки на то, что банк навязал ей кредитную карту при открытии вклада. Рассказываем, в каких случаях банк может предложить дополнительный продукт и что делать, если вы на него согласились, но он вам не нужен.
Что говорит клиент
Клиентка пришла оформлять в отделение банка вклад, а вместе с ним открыла и кредитную карту. Клиентка утверждает, что ее обманули и сказали, что якобы кредитка была обязательным условием фиксации повышенной ставки по вкладу. Банк утверждает, что сотрудница отделения все сделала корректно, а клиентка сама согласилась на кредитку и забрала «пластик» с собой.
«Оформление было через планшет. Приходили СМС-подтверждения необходимых операций. И вот одно из СМС-сообщений — об открытии кредитной карты. Какой кредитной карты, спрашиваю. Сотрудница [говорит], это чтобы ставка по вкладу зафиксировалась… Я кредитную карту оформлять мне не просила, мне ее навязали», — пишет отзыв в Народный рейтинг Банки.ру клиентка банка.
Основное опасение клиентки связано с возможной автоматической активацией кредитной карты, по которой будет взиматься плата за обслуживание.
Что говорит банк
«Я закончила проверку и не нашла ошибок в работе сотрудника», — отвечает представитель банка в Народном рейтинге Банки.ру.
По ее словам, кредитная карта была оформлена с согласия клиентки.
«Сотрудник провел презентацию в планшете, экран которого был вам виден, после чего вы забрали "пластик"», — отмечает представитель кредитной организации.
Она подчеркивает, что презентация продуктов банка входит в обязанности сотрудников, но оформление продуктов и услуг происходит только с согласия клиента. При этом клиент всегда может от них отказаться.
Также в ответе уточняется, что для отказа от карточки необходимо оформить заявление на закрытие счета в отделении банка.
Что делать клиенту в такой ситуации: советы
Вместе с экспертом отдела анализа банковских услуг Банки.ру Оксаной Даниленко разбираемся, как клиенту поступать в такой ситуации.
Что делать, если договор не подписан
По словам Даниленко, при оформлении вклада сотрудники банка могут предложить оформить бесплатную дебетовую карту:
- для регистрации в мобильном или интернет-банке;
- для оформления вклада онлайн с дополнительной надбавкой.
Важно перед подписанием договора внимательно ознакомиться с его условиями. Это прямая ответственность клиента. Ответственное поведение при изучении договора исключит оформление ненужного продукта.
«Все дополнительные условиях, влияющие на процентную ставку по вкладу, всегда изложены в договоре вклада. С ними обязательно стоит ознакомиться перед подписанием», — отмечает эксперт Банки.ру.
По закону сотрудникам банка запрещено настаивать на приобретении дополнительных продуктов, если клиент этого не хочет, подчеркивает Даниленко, уточняя, что презентовать этот продукт и рассказывать о нем сотрудники могут.
Если же клиенту отказывают в оформлении продукта без дополнительной услуги, то стоит записывать разговор с сотрудником банка на камеру или диктофон, рекомендует эксперт.
«Предварительно нужно предупредить о записи сотрудника», — отмечает она.
В дальнейшем запись позволит доказать факт навязывания услуги.
Если клиент не обращался в банк за оформлением кредитки и точно не собирается пользоваться предлагаемой кредитной картой, то не нужно подписывать никаких договоров о ее получении, говорит Даниленко.
Что делать, если договор подписан
Если клиент все-таки подписал договор, но чувствует, что его обманули и навязали ненужный продукт, то он имеет право расторгнуть с банком договор и отказаться от ненужного продукта, отмечает Даниленко.
«Для этого необходимо обратиться в банк и написать заявление об отказе от кредитной карты, а в заявлении обязательно прописать, что отказывается от навязанной кредитки», — отмечает она.
После закрытия счета нужно взять в банке справку о том, что задолженность перед банком отсутствует, добавляет эксперт Банки.ру.
Что может делать сотрудник банка и как вести себя клиенту: памятка
- Сотрудник банка может презентовать дополнительные продукты банка, рассказывать об их условиях.
- Сотрудник банка не имеет права заставить клиента оформить дополнительные продукты без его согласия.
- Сотрудник банка должен разъяснить условия продукта, который хочет оформить клиент.
- Клиенту следует внимательно читать условия договора.
- Клиент имеет право задавать уточняющие вопросы сотруднику банка перед подписанием договора.
- Подписанный договор означает согласие клиента с условиями продукта. Поэтому клиенту не следует подписывать договор, не прочитав условия.
- Клиент всегда может отказаться от любой дополнительной услуги, будь то вклад, кредитная карта или что-то другое. Для этого необходимо написать заявление в отделении банка.
Здесь вы можете ознакомиться с рейтингом вашего банка и почитать о нем отзывы, а тут — выбрать оптимальные условия по вкладу.
Еще по теме:
Комментарии