Если вы не пользуетесь коммунальными услугами, вы можете за них не платить. Рассказываем, за какие услуги ЖКХ можно получить перерасчет, когда это возможно и что для этого потребуется.
Как формируется плата за услуги ЖКХ
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ, жильцы должны вносить плату за:
- горячую и холодную воду;
- электроэнергию;
- газ;
- теплоснабжение;
- вывоз мусора;
- канализацию.
Оплату производят по тарифам, которые установили государственные и региональные власти, а также органы местного самоуправления.
Размер платы считают по объему потребляемых услуг, сказано в ст. 157 Жилищного кодекса РФ. Для этого используют показания счетчиков. Если приборов нет, то расчет проводят по нормативам.
Если собственники многоквартирных домов не установили или не ввели в эксплуатацию общедомовой прибор учета, плату за комуслуги могут увеличить. Например, так могут сделать, если у жильцов была техническая возможность для установки прибора учетов. Если в доме сделать это невозможно, то плату за услуги на общедомовые нужды рассчитывают с повышающими коэффициентами.
Также плату за услугу могут повысить, если собственник жилого помещения 2 и более раза не пустил в жилье представителя энергоснабжающей компании, который должен проверить счетчики.
Энергоснабжающие компании могут брать с абонентов плату только за определенное количество ресурсов — по счетчику или нормативу. Стоимость ресурсов рассчитывается по тарифам. Только в редких случаях в рамках законодательства компании могут применять повышающий коэффициент.
Что такое перерасчет
Перерасчет — это повторный расчет суммы за услуги ЖКХ с учетом новых обстоятельств.
Коммунальщики делают перерасчет, чтобы выявить и урегулировать недоплаты или переплаты. При недоплате сумму за ЖКУ в следующей платежке увеличат. При переплате — засчитают в счет будущих начислений или переведут на счет пользователя.
Перерасчет проводят управляющие компании. Основанием для этого может быть заявление жильцов или предписание контролирующих организаций.
Перерасчет возможен для следующих комуслуг:
- электроэнергия;
- газоснабжение;
- отопление;
- водоснабжение;
- вывоз мусора;
- канализация.
В каких случаях возможен перерасчет платы за ЖКХ
Перепроверка счетчиков
Поставщик коммунальных услуг может проверить состояние приборов учета:
- исправен ли счетчик;
- не истек ли срок проверки;
- совпадают ли показания счетчиков с теми, что подают жильцы.
Если во время проверки выяснится, что прибор исправен, но при этом его показания расходятся с показаниями жильцов, плату за услугу пересчитают. В этом случае опираться будут на показания счетчиков.
При перерасчете может выясниться, что потребитель не доплатил или, наоборот, переплатил за услугу. В первом случае собственнику жилья придется доплатить, а во втором переплату зачтут в счет будущих платежей или перечислят на счет абонента.
Незаконное подключение
Если поставщик услуг обнаружит, что кто-то из жильцов подключился к инженерным системам дома без счетчика, его заставят устранить нарушение. Плату пересчитают.
Предприимчивому жильцу доначислят плату за неучтенную комуслугу с учетом объемов коммунального ресурса. Поскольку реальные показатели потребления в этом случае уже не проверить, учтут мощность оборудования. Например, для водоснабжения учитывают пропускную способность труб и период их работы. Последний отсчитывают с момента такого подключения, указанного в акте, до устранения нарушения.
Если мощность незаконного подключения определить нельзя, плату доначислят с учетом объема потребляемых услуг. Последний определяют так: норматив умножают на 10 (повышающий коэффициент). Когда в квартире никто не живет, объем комуслуг рассчитывают по количеству собственников жилья.
Когда в ходе проверки не могут установить дату несанкционированного подключения, плату доначислят с момента предыдущей проверки прибора учета, но не больше чем за 3 месяца.
Подкрутка счетчиков
Если во время проверки компания обнаружит, что жильцы подкрутили счетчик, плату пересчитают. В этом случае норматив потребления умножат на 10. Если сведений о количестве жильцов нет, объем комуслуг посчитают по числу собственников жилья.
Перерасчет проведут с даты установки пломб на подкрученный счетчик, но не больше чем за 3 месяца.
Отсутствие жильцов
Если в квартире счетчики нельзя установить по технической причине, а жильцы уезжают на 5 и более дней, можно провести перерасчет. При этом день отъезда и день приезда не учитывают.
Когда в квартире можно установить приборы учета, но жильцы этого не делают, в перерасчете на время их отсутствия откажут. Также не будут проводить перерасчет платы на общедомовые нужды, отопление, электро- и газоснабжение для отопления.
Уменьшение количества жильцов
При переезде, смерти кого-то из членов семьи стоимость коммунальных услуг по нормативам могут пересчитать.
Некачественные услуги
Если, например, из крана вместо горячей идет слегка теплая вода или в доме больше суток нет света, плату за некачественные услуги должны снизить.
Доказать факт некачественных услуг можно показаниями свидетелей, видеозаписями или заключением эксперта.
Нет приборов учета
Если в доме установлены общедомовые приборы учета тепла, а в квартирах нет индивидуальных счетчиков, но есть распределители, то плату за отопление посчитают по среднемесячным объемам потребления за предыдущий год. Если сведений за прошлые 12 месяцев нет, посчитают по нормативам и тарифам на тепло.
Плату за отопление корректируют ежегодно. Перерасчет производят по итогам корректировки.
Получение льгот на услуги
Плату за коммуналку могут снизить, если собственник жилья вышел на пенсию, получил группу инвалидности или субсидии на оплату ЖКХ.
Льготы оформляют в отделении социальной защиты населения. Сотрудники учреждения затем передают списки льготников в организации, которые предоставляют комуслуги и начисляют плату за них.
Длительное неоказание услуги
Если какую-то услугу не оказывали долгое время, собственник жилья имеет право на перерасчет ее стоимости.
Допустимое время отсутствия какой-либо услуги:
- холодная вода или водоотведение — не более 4 часов в день единовременно и не более 8 часов суммарно за месяц;
- горячая вода — не более 4 часов в день единовременно и не более 8 часов суммарно за месяц. 24 часа подряд допустимы при аварии магистрали;
- электроснабжение — 2 часа, если есть 2 независимых резервирующих источника питания, 24 часа, если источник питания всего 1;
- газоснабжение — не более 4 часов за месяц;
- отопление в отопительный период — не более 24 часов суммарно в месяц, не более 16 часов единовременно, если температура воздуха в квартирах более 12°С. Если температура в помещении от 10 до 12°С, отопление могут отключить максимум на 8 часов единовременно. При температуре до 10°С — до 4 часов единовременно;
- вывоз твердых бытовых отходов — не более 72 часов суммарно за месяц. До 48 часов — единовременно, если среднесуточная температура воздуха ниже 5°С . До 24 часов, если среднесуточная температура воздуха выше 5°С.
Найти допустимое время для отсутствия комуслуг можно в Постановлении Правительства №354.
Как собственнику жилья получить перерасчет
В первую очередь необходимо узнать свою управляющую компанию или ТСЖ. Их название можно найти в квитанции.
Подробная информация есть на сайте «Реформа ЖКХ». Для этого необходимо вбить адрес дома в поисковую строку на сайте. Система высветит детальную информацию о доме, а также данные обслуживающей его компании. Если нажать на название организации, высветится ее адрес, сайт, рейтинг и ФИО руководителя.
Если планируете подать заявление на перерасчет лично, уточните по телефону компании время приема граждан. Некоторые организации выделяют на это только несколько часов в неделю.
Подготовьте необходимые документы и заявление заранее.
Узнайте, стоимость каких комуслуг могут пересчитать. Если за услуги платят по счетчикам, то перерасчет не потребуется — достаточно вовремя передавать актуальные показания.
Обратите внимание, что с 1 января 2017 года перерасчет за ЖКУ в квартире без счетчика можно сделать, когда его нельзя установить по техническим причинам. Для этого у вас на руках должен быть акт обследования по п. 92 Постановления Правительства РФ №354.
Обычно это ветхие и аварийные дома.
Нельзя пересчитать плату за обслуживание общего имущества дома. Например, плату за работу домофона или систему видеонаблюдения.
Подготовьте заявление. Такой документ можно написать в свободной форме или скачать образец заявления на перерасчет коммунальных услуг здесь.
В обращении важно указать:
- наименование управляющей компании;
- данные заявителя;
- адрес проживания;
- просьбу пересчитать определенные услуги;
- реквизиты банковского счета;
- период, за который нужно пересчитать сумму в квитанции.
Если вам нужен перерасчет коммунальных услуг за период командировки, отпуска или лечения, приложите соответствующие бумаги. Например, загранпаспорт с отметками, документы из лечебного учреждения или командировочный лист.
Если вы провели все лето на даче, можно приложить справку из дачного или садового товарищества.
Где находились | Какой документ |
В командировку | Приказ руководителя, командировочный лист, служебная записка |
В отпуск | Счет из гостиницы, копии билетов, турпутевки, загранпаспорт с отметками о выезде из страны и въезде |
На даче | Справка из администрации дачного поселка, председателя СНТ или ОНТ |
Лечение | Справка из больницы или санатория |
Учеба | Справка из деканата (каждые полгода) |
На военной службе | Справка из воинской части по месту службы |
Аренда жилья в другом месте | Договор аренды, временная регистрация |
Остальные случаи | Проездные билеты, где указано ваше имя, справка от охранной организации о том, что в квартире никого не было |
Заявление, копии документов и банковские реквизиты передайте в управляющую компанию.
Будьте готовы, что организация, которая производит перерасчет, может попросить оригиналы документов. Поэтому оригиналы лучше захватить с собой.
Заявку рассмотрят в течение 5 дней. Если вы действительно переплатили за ЖКУ, то вам вернут деньги или вычтут эту сумму из платежки на следующий месяц.
Важно: перерасчет сделают только в том случае, если вы зарегистрированы в квартире.
Если вам отказали в перерасчете, потребуйте письменный отказ и пожалуйтесь на действия компании в жилищную инспекцию — ее данные можно найти на сайте местной администрации, Роспотребнадзора и прокуратуры.
Если вы, наоборот, недоплатили, недостающую сумму включат в следующую платежку.
По таким же правилам можно сделать перерасчет за время отсутствия на даче. Подготовленные бумаги в этом случае нужно подать председателю вашего товарищества.
О своем отсутствии можно сообщить до отъезда или уже после приезда. В последнем случае нужно успеть подать документы в течение 30 дней после прибытия.
Пример перерасчета
Собственник жилья уехал 1 июля в 14:00 и вернулся 10 июля в 21:00. Чтобы подтвердить свое отсутствие, он прикрепил копии билетов, бумаги о заселении в гостиницу и акт обследования квартиры, который подтверждает невозможность установки счетчиков. Управляющая компания пересчитает ему некоторые услуги за 8 дней (со 2 по 9 июля включительно). Дни отъезда и приезда не считаются.
Если бы собственник не предоставил акт обследования квартиры о том, что установить счетчики у него в жилье нельзя, в перерасчете ему бы отказали.
Как добиться перерасчета коммунальных услуг: кратко
- Помните, что перерасчет коммунальных услуг могут произвести как в вашу пользу, так и пользу коммунальщиков.
- Пересмотреть стоимость комуслуг могут, когда вы зарегистрированы в этом жилье.
- Если в квартире есть счетчики, то заявление на перерасчет в ваше отсутствие не потребуется — цифры на приборах учета за период вашего отъезда не изменятся.
- Перерасчет стоимости ЖКУ производится только на период отсутствия в 5 и более дней.
- Определите услуги, по которым вы можете произвести перерасчет.
- Подготовьте документы, которые подтверждают основания для перерасчета. Это могут быть командировочный лист, свидетельство о разводе, свидетельство о смерти члена семьи, справка о назначении льготы, временная регистрация, заключение эксперта о некачественной услуге и так далее. Уточнить документы именно в вашем случае можно в вашей управляющей компании или ТСЖ, непосредственно у ресурсоснабжающей организации.
- Напишите и подайте заявление на перерасчет. В нем нужно указать данные заявителя и компании, просьбу произвести перерасчет и указать перечень прилагаемых документов.
- Оплатить услуги ЖКХ можно картой с кэшбэком — в этом случае вы получите процент от уплаченной суммы назад. Посмотреть дебетовые карты с кэшбэком можно здесь.