Для проверки штрафов, оформления заявлений и получения выплат на «Госуслугах» вы оставляете личные данные: например, серию и номер паспорта, СНИЛС, ИНН. Могут ли этой информацией воспользоваться мошенники, если взломают аккаунт, и оформить на ваше имя кредит? Разбираемся вместе с экспертом.
Как узнать о взломе
Если не подключена двухфакторная аутентификация, вы узнаете о взломе, когда попытаетесь войти в аккаунт — скорее всего, у вас это не получится, так как мошенники обычно меняют пароль. Поэтому стоит подключить двухфакторную аутентификацию — тогда вам придет СМС с кодом, без которого посторонние люди не смогут получить доступ к вашему личному кабинету.
Вот как еще вы можете узнать о взломе:
- Пришло уведомление о входе в аккаунт с незнакомого устройства.
- Изменилась контактная информация в профиле: например, адрес электронной почты.
- Стали поступать сообщения в мессенджерах или звонки от мошенников с просьбой назвать код из СМС.
Могут ли мошенники оформить кредит через ваш аккаунт на «Госуслугах»
Несмотря на то, что «Госуслуги» не выдают кредитные продукты, они позволяют подтвердить личность для получения займов в некоторых МФО. Именно так с вашего аккаунта на ваше имя могут оформить займ. Также на «Госуслугах» хранятся паспортные данные, которые можно использовать для подачи заявки от вашего имени в банк. Однако в крупных банках этот процесс более сложный: там подтверждают личность потенциального заемщика и проверяют информацию на разных этапах рассмотрения заявки и выдачи денег. Мы подробно рассказали в статье, что делать, если мошенники оформили кредитный продукт или займ на ваше имя.
«Даже если ваш аккаунт не взломали, нужно периодически проверять отсутствие «чужих» обязательств в вашей кредитной истории, — говорит аналитик Банки.ру Инна Солдатенкова. — Сделать это можно, запросив историю через Банки.ру, «Госуслуги» или ЦБ РФ. Так вы узнаете, в каких бюро кредитных историй хранится информация о ваших кредитах».
Дважды в год данные в каждом БКИ можно запрашивать бесплатно, далее услуга предоставляется платно. Кроме того, можно оформить подписку от БКИ, и тогда при оформлении кредитной заявки вам будет приходить оповещение.
«Также не стоит забывать, что с 1 марта 2025 года появится возможность установить самозапрет на оформление кредитов – сделать это можно будет как на "Госуслугах", так в дальнейшем и через МФЦ», — говорит Инна Солдатенкова.
Как избежать взлома аккаунта
Если вы будете придерживаться нескольких простых правил, сможете обезопасить свой аккаунт от взлома.
1. Придумайте сложный и надежный пароль.
- Он должен состоять из 12+ символов. Чем длиннее пароль — тем он надежнее.
- В нем не должно быть последовательных или одинаковых символов, например: 12345, AAAA123 или qwerty. Надежнее использовать случайный набор букв, цифр и иных символов — такой пароль сложнее подобрать.
- Не используйте личные данные: Ф. И. О., даты рождения и т. д., потому что информацию такого рода о вас и ваших близких легко можно узнать. К примеру, через социальные сети.
2. Настройте двухфакторную идентификацию и подключите оповещение о входе в аккаунт. Тогда никто не сможет войти в личный кабинет без кода, а если кто-то и получит доступ, вам придет сообщение об этом. Если номер телефона у вас изменился, отвяжите старый и замените его на новый.
3. Не называйте личные данные, пароли, коды из СМС незнакомым людям. Также будьте осторожны при переходе по ссылкам от незнакомых отправителей.
4. Проверяйте активности в вашем аккаунте, чтобы в случае подозрительных действий вовремя их заметить и сменить пароль.
Что делать при взломе аккаунта
Как только вы узнали о том, что у другого человека есть доступ к аккаунту, сбросьте пароль с помощью почты и телефона через восстановление пароля на странице входа в «Госуслуги». Затем:
- Если вы клиент одного из банков — партнеров «Госуслуг», можете восстановить доступ через банк. Для этого перейдите в приложении или личном кабинете банка в соответствующий раздел. Этот способ подойдет в случае, если мошенники уже успели поменять ваш номер телефона и почту в профиле и с их помощью нельзя восстановить доступ к «Госуслугам».
- В случае, если не получится восстановить доступ самостоятельно, обратитесь в ближайшее отделение «Госуслуг» с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность. Сотрудники центра обслуживания помогут получить доступ к профилю. Обычно они выдают одноразовый пароль — с его помощью вы сможете войти в профиль и изменить данные.
После восстановления и смены пароля нужно в разделе «Профиль» проверить данные: номер телефона, электронную почту и другие. Также в разделе «Профиль» — «Безопасность» — «Действия в системе» сбросьте со всех устройств авторизацию на портале. В разделе «Настройки» — «Разрешения» сбросьте авторизацию на других сайтах с помощью «Госуслуг».