С 1 октября утилизационный сбор проиндексируют: как это повлияет на стоимость авто и страховок

Дата публикации: 17.09.2024 11:05 Обновлено: 18.09.2024 11:28
9 747
Время прочтения: 8 минут
С 1 октября утилизационный сбор проиндексируют: как это повлияет на стоимость авто и страховок

Правительство РФ утвердило долгосрочную шкалу индексации  утилизационного сбора на автомобили. Утилизационный сбор с 1 октября 2024 года проиндексируют сразу на 70−85%, а далее его будут повышать каждый год на 10−20% вплоть до 2030 года. Размер индексации для легковых автомобилей будет зависеть от объема двигателя транспортного средства, для грузовых машин — от возраста и массы. Разобрались, как повышение утильсбора повлияет на цену автомобилей и их страхование. 

Что такое утилизационный сбор и как он может вырасти

Утилизационный сбор — это платеж за экологичную утилизацию автомобиля после окончания его эксплуатации. Уплачивается он только один раз за одну машину при ее «растаможке». Утилизационный сбор в России ввели в 2012 году в преддверии вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Такая мера должна была сдержать резкое увеличение объемов ввоза на территорию РФ подержанных автомобилей. 

Сколько стоит растаможить машину в 2024 году

Утильсбор рассчитывается как произведение базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной категории (вида) ТС. 

Базовые ставки утильбора сохранятся прежними: 

  • 20 тысяч рублей для легковых автомобилей;
  • 150 тысяч рублей для грузовиков, автобусов, прицепов, полуприцепов и т. п.;
  • 172 500 рублей для спецтехники.

При этом коэффициенты вырастут. 

В таблице наглядно представлено, как изменится утилизационный сбор после индексации для разных категорий авто не старше трех лет. 

Категория автоКоэффициент до 1 октября 2024 годаУтильсбор до 1 октября 2024 года (рублей)Коэффициент после 1 октября 2024 годаУтильсбор после 1 октября 2024 года (рублей)
Легковой автомобиль с двигателем 12 л15,03300 600 27,81556 200
Легковой автомобиль с двигателем 23 л42,24844 80078,141 562 800
Легковой автомобиль с двигателем 33,5 л48,5970 00089,731 794 600
Легковой автомобиль с двигателем более 3,5 л61,761 235 200114,262 285 200
Грузовое ТС массой 1220 т5,63844 5009,571 435 500
Полуприцеп4600 0007,41 110 000


 Новые повышенные коэффициенты утилизационного сбора будут распространяться на все автомобили, «выпущенные в обращение на территории Российской Федерации», то есть на любые — как импортные, так и собранные в России. Повышающие коэффициенты будут действовать в том случае, если автомобиль ввозится юридическим лицом или физлицом для последующей перепродажи. 

«Покупаю машину за 3,5 миллиона рублей — сколько может стоить ОСАГО»: сделали расчеты

Важно! Пересмотр ставки утильсбора не коснется физических лиц, которые самостоятельно привезут в Россию машину с объемом двигателя до трех литров для личного пользования. Если она выпущена менее трех лет назад, нужно будет заплатить 3400 рублей. Для автомобилей старше этого возраста сбор составит 5200 рублей. Но если покупатель решит в течение года ввезти больше одной машины, то на вторую и все последующие будет действовать полная ставка.

Принятие постановления об индексации утильсбора повлияет на цены на автомобили — они станут значительно выше, говорит директор сервиса автозаймов Caranga Аркадий Бакушкин. Это связано с тем, что утилизационный сбор является обязательным налогом, который уплачивают как юридические, так и физические лица. Он является таким же важным фактором, влияющим на стоимость импортных автомобилей, как НДС и таможенная пошлина.

В ожидании возможного роста цен россияне еще в августе стали активно скупать автомобили. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в августе 2024 года продано 148 тысяч новых легковых автомобилей, что на 35% больше, чем августе 2023-го.

Как новые ставки утильсбора повлияют на стоимость автомобилей

Порядок изменения цены автомобилей будет сопоставим с размером увеличения утилизационного сбора, но не будет ограничен этим, так как дилеры будут дополнительно закладывать логистические траты, которые обычно составляют от 10% до 20% затрат на доставку автомобиля на территорию России, говорит управляющий партнер юридической компании «ПЕРЭКС» Вениамин Дайков. 

Повышение утилизационного сбора приведет к росту цен на автомобили, как произведенные в России, так и ввезенные до 2024 года, прогнозирует директор департамента налоговой экспертизы консалтинговой компании «НЭО» Екатерина Кашина. На фоне предстоящих нововведений на крупнейших пограничных переходах с Китаем уже образовались многокилометровые пробки: компании пытаются массово ввезти в Россию автомобили и спецтехнику по старым ценам до 1 октября 2024 года, говорит она.

Из-за повышения утилизационного сбора и проблем с трансграничными платежами машины могут подорожать на 10–20%, цены на самые популярные иностранные автомобили с двигателями до двух литров могут увеличиться более чем на 300—400 тысяч рублей, на российские автомобили — на 100—200 тысяч, несмотря на компенсацию утилизационного сбора государством, прогнозирует она. 

Самый заметный рост цен ожидается в классе бюджетных автомобилей, предупреждает технический директор компании «СтелларТранс» Дмитрий Болотников. Ведь наиболее популярные категории автомобилей в России – это транспортные средства объемом до двух литров, говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. 

«Очевидно, что одномоментно повысить цены на 10% производители и дилеры не захотят, они будут делать это в течение двух-трех месяцев для того, чтобы не шокировать потребителей», — говорит он. 

Повышение утилизационного сбора окажет серьезное влияние и на автомобили премиальных брендов, которые ввозятся при помощи параллельного импорта, так как для них действует повышенный тариф утилизационного сбора, говорит директор по развитию бизнеса ГК «Альфа-Лизинг» Иларион Демчиков. 

Утилизационный сбор в первую очередь будет затрагивать зарубежных производителей, так как отечественные заводы по итогу должны получить субсидирование данного сбора, поясняет генеральный директор инвестиционно-лизинговой компании «Гринфинанс» Наталья Абдулаева. 

Но, несмотря на это, стоит понимать, что рынок российских автомобилей все равно будет корректироваться относительно взлета цен на зарубежные марки. Аналитики компании прогнозируют, что импортные машины увеличатся в стоимости на всю сумму утильсбора, а именно на 300—500 тысяч рублей минимум, а за этим произойдет коррекция цен и отечественных производителей примерно на 100—200 тысяч рублей.

Рост цен на автомобили затронет и марки из Китая, которые официально поставляют к нам в страну, их стоимость может вырасти до 10%, добавляет генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев. 

«Производители из КНР вряд ли начнут переносить заводы в Россию, потому что последние очень долго окупаются. Хотя есть надежда, что китайцы будут удерживать цены даже себе в убыток, чтобы поддержать такой объем продаж, который позволит им выполнить изначально завышенные планы на 2024 год», — отмечает он. 

По мнению  генерального директора «Флит Автолизинг» (входит в инвестгруппу «Инсайт») Алексея Смирнова, повышение цен будет зависеть от многих факторов, включая стратегию каждого производителя, конкурентную среду и так далее. Однако он считает, что с учетом предложенного повышения можно ожидать, что для автомобилей с объемом двигателя до двух литров цена может вырасти примерно на 250 тысяч рублей. Для моделей с объемом двигателя два-три литра повышение может быть еще более существенным. «Стоит отметить, что повышение утильсбора может быть аргументом для активизации вторичного рынка», — отмечает Алексей Смирнов. 

Кроме того, к концу года в России ожидается рост цен на услуги каршеринга и такси: сервисы могут поднять цены в среднем на 10–20% из-за утилизационного сбора и роста цен на обслуживание, предупреждает Екатерина Кашина.

При этом ждать какого-то радикального подорожания автомобилей в России не стоит — прайсы будут обновляться постепенно, говорит Иларион Демчиков. Осенью вряд ли новые авто станут дороже более чем на 10–15%, говорит он. Сдерживать цены позволят складские запасы дилеров, которые сейчас, до увеличения утильсбора, настолько активно пополняются, что на границе с Китаем возникли очереди на въезд в Россию. На сегодняшний день в среднем автовоз проходит процедуру «растаможки» за 11 дней, тогда как раньше в большинстве случаев это не занимало больше суток.

Как индексация утильсбора повлияет на стоимость страховок

«Повышение утилизационного сбора, конечно, неприятная новость для водителей, однако на стоимость автостраховок повышающее воздействие оно окажет не само по себе, а через повышение стоимости автомобиля, которая учитывается при расчете цены каско. Резкого скачка цен на этот вид страхования ожидать не стоит, однако к некоторому повышению стоит морально подготовиться. Тут же стоит отметить, что, поскольку утильсбор уплачивается один раз при ввозе либо приобретении автомобиля, водители, у которых уже есть машина, воздействие новых ставок на себе не почувствуют», — говорит эксперт-аналитик Банки.ру Эряния Бочкина.

Поскольку повышение утилизационного сбора повлияет на стоимость транспортных средств, это повлечет за собой и рост стоимости каско, так как цена полиса рассчитывается с учетом стоимости автомобиля, подтверждают в «Зетта Страховании». 

Цена на каско увеличится не пропорционально подорожанию автомобилей, а меньше. Так как утильсбор не влияет на стоимость ремонта автомобиля (а это большая часть страховых случаев), то увеличение премии по каско будет только в части составляющих рисков «Хищение» и «Полная гибель», отмечают в компании ВСК. 

Рост стоимости полиса автокаско точно не будет значительным, считает начальник отдела андеррайтинга по каско СК «МАКС» Станислав Сергеев. 

«По имеющейся информации, рост размера утильсбора с 1 октября 2024 приведет к увеличению стоимости автомобиля в зависимости от класса в среднем на 10–20% (на бюджетные иномарки рост цены авто прогнозируется около 10—12%). Отсюда мы можем прогнозировать в этих же значениях и рост стоимости полиса каско», — говорит он. При этом сам тариф по каско точно не увеличится.

Увеличение цены на автомобили не повлияет на стоимость ОСАГО, так как страховая сумма по ОСАГО фиксирована, и она значительно ниже стоимости новой машины, добавляют в «Зетта Страховании». В долгосрочной перспективе возможен учет роста утильсбора , но сейчас основными рисковыми факторами по ОСАГО как были, так и остаются частота страховых событий и размер выплаты, который зависит от стоимости ремонта и запчастей, заключают в СК «МАКС». 

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме