Интернет-банкинг: инструкция по применению

Дата публикации: 06.09.2011 00:05
45 797
Время прочтения: 7 минут
Автор
Источник
Banki.ru

Банки и их клиенты редко сходятся во мнении относительно удобства работы с системами интернет-банкинга. Кредитные организации уверены, что дистанционные приложения к их сервисам понятны пользователям. В то же время у клиентов при осуществлении операций в Сети, напротив, возникает масса вопросов.

«Эргономика на нуле, общий подход устарел, как работать с ноутбуком без мышки — непонятно: кнопки в нужный момент не становятся активными, приходится самому наводить на них курсор», — делится впечатлениями от работы с интернет-банком ЮниКредит Банка форумчанин krITk.

Не устраивает его и система Райффайзенбанка, в которой, по его мнению, «все старо как мир», нет «удобного механизма контроля за финансами» и достойной «визуализации», зато присутствуют «какие-то цифровые ключи, которые нужно помнить, где сохранил, или таскать с собой, чтобы на другом компе операцию сделать».

Другой форумчанин, BrainNNNN, за неудобства интерфейса и функционала систему еще одного банка — «Уралсиба» — назвал «жутчайшей». «Чтобы платеж прошел, надо сначала создать любой платежный документ, только потом заходить в шаблоны — иначе счет, с которого надо оплачивать услуги, будет недоступен», — описал BrainNNNN один из «косяков» системы ДБО.

Для банка один из способов объяснить клиенту, как правильно пользоваться системой интернет-банкинга, — написание грамотного руководства. Можно, конечно, этого и не делать, сославшись, допустим, на то, что в банке внедрена стандартная система, что ее разработала известная в своей области компания, услугами которой пользуется множество финансовых учреждений в России. Некоторые кредитные организации так и поступают, предлагая при этом клиентам для обучения пройти по ссылке на демоверсию системы интернет-банкинга, размещенную даже не на сайте банка, а на портале разработчика.

Другие банки в дополнение к ссылке на демоверсию или вместо нее указывают на своих сайтах еще одну — на руководство пользователю. Примечательно, что к системам интернет-банкинга одного и того же разработчика одни банки прилагают руководство пользователю и демоверсии, в то время как другие — нет. Они объясняют это тем, что все необходимые рекомендации (в устной или печатной форме) выдают клиентам в офисе во время подписания договора на дистанционное обслуживание.

С другой стороны, само по себе наличие инструкции, руководства пользователю, памятки и т. д. не является гарантией системы ДБО. В ЮниКредит Банке есть как демоверсия ИБ, так и руководство пользователю на семи страницах, но, судя по отзывам на форуме Банки.ру, клиенты все равно недовольны системой.

«Интернет-банкинг (Enter.UniCredit) у ЮниКредит, конечно, ужасный. Вернее, их два: это старая и новая версии», — уверяет nikolaech, заявление которого в корне противоречит руководству пользователю системы интернет-банкинга, где четко и недвусмысленно указано, что «Enter.UniCredit — простая, удобная и безопасная система».

При этом саму инструкцию Enter.UniCredit назвать по-настоящему удобной нельзя. Хотя бы потому, что рядом с заявлением о «льготных тарифах» для пользователей интернет-банкинга стоит кликабельная ссылка, но отсылает она не к тарифам, а к главной странице сайта банка, с которой еще нужно будет перейти на страницу с льготными тарифами, чтобы понять, насколько они отличаются от стандартных комиссий.

Не вполне согласен с пользовательским руководством ЮниКредит Банка и пользователь krITk, который отмечает, что его браузер Chrome «умирает» при попытке распечатать платежку по кнопке «печать». Между тем Google Chrome (версия 2.0 и выше) отмечен банком как браузер, который можно использовать для работы с системой наряду с Microsoft Internet Explorer (версия 7.0 и выше), Firefox (2.0 и выше), Opera (9.0 и выше) и Safari (2.0 и выше).

Среди банков, которые всерьез озаботились проблемой обучения своих клиентов работе с интернет-банкингом, выделяются Сбербанк, ВТБ 24, Альфа-Банк и Банк24.ру. Первые три лидируют по количеству клиентов, пользующихся этой системой. В Сбербанке активных пользователей системы ИБ порядка 1,7 млн (до конца года банк намерен увеличить их число до 2,6 млн человек), в «Альфа-Клике» активных около 1,2 млн, в ВТБ 24 их также более миллиона (по данным на 1 августа, в системе «Телебанк» зарегистрировались 1 млн 250 тыс. клиентов).

Альфа-Банк построил систему обучения, которая в значительной степени опирается на запросы непонятливых пользователей. Кликая на тот или иной вопрос из серии «как я могу…», клиент может прочитать совет-рекомендацию банковских специалистов.

Сбербанк обзавелся самым длинным в России руководством, которое претендует на звание полноценного учебника, учитывая его объем в 43 страницы. Прочитавший их клиент будет подкован не только практическими советами, но и теоретическими знаниями.

Так, ознакомившись со словарем основных терминов, можно понять, что означает словосочетание «идентификатор пользователя» (так в Сбербанке называют логин), и понять, чем отличается одноразовый пароль от постоянного. Есть в инструкциях Сбербанка полезные для продвинутых пользователей рекомендации. Например, раздел по грамотной настройке интернет-браузера для работы с системой «Сбербанк ОнЛ@йн». Для тех же, кто не любит много читать, у кредитного учреждения имеется довольно подробная видеоинструкция.

Банк24.ру, в свою очередь, смонтировал не один, а шесть учебных роликов. Отдельные видеоуроки предусмотрены для обучения входу в систему ИБ, работе с картами, вкладами, платежами, счетами и мобильным информированием. Правда, попытка увидеть ролики с помощью iPad не увенчалась успехом.

В ВТБ 24 пользовательских инструкций едва ли не больше, чем в Сбербанке. Отличие в том, что свои рекомендации банк не собрал в единый файл, поэтому доступ к информации клиент получает, кликая по разным главам-заголовкам. Форумчанин koshalot тем не менее назвал руководство банка «толстым талмудом» и посетовал на нечеловеческий язык: «Какие-то УПИ (типовые операции), СПИ (персональные операции) и еще какие-то ПИ… это точно программисты придумали, но нормальным людям это вообще непонятно».

Разумеется, инструкции к интернет-банкингу читают далеко не все. «С момента запуска системы «Меткомбанк-Онлайн» совокупное число обращений к руководству пользователя системы, размещенному на сайте банка, составило менее 5% от общего числа зарегистрированных пользователей», — отмечает заместитель председателя правления Металлургического Коммерческого Банка Ольга Фролова.

В Райффайзенбанке подсчитали, что не менее 15% клиентов, впервые получивших доступ к системе Raiffeisen CONNECT, звонят на специально выделенную линию поддержки пользователей интернет-банка с вопросом, как начать пользоваться системой. Но здесь ситуация особая. «Наша система интернет-банка требует от клиента создать цифровой ключ для электронной подписи платежных поручений, — пояснил член правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. — И именно этот технический аспект вызывает наибольшее количество вопросов».

В колл-центр банка ВТБ 24 ежемесячно поступает порядка миллиона обращений. Статистика говорит о том, что 6—7% клиентов, обратившихся в службу поддержки по телефону или по электронной почте, испытали сложности с работой или подключением к системе интернет-банкинга.

«Служба поддержки отвечает по имейлу, но КАК она отвечает…», — посетовал на язык консультантов ВТБ 24 koshalot и в подтверждение привел переписку своей жены с банком.

Жена: «Так а переводить в «Телебанк.ру» деньги со счета АБС (автоматизированной банковской системы? полчаса искала в Гугле, что такое АБС…) на пластиковую карту и обратно — можно?» ВТБ 24: «Счета АБС подключаются к системе «Телебанк» для просмотра. Производить снятие средств со счета АБС на текущий счет в системе «Телебанк» невозможно. Счет АБС можно пополнить с помощью операции УПИ 9999 «Платежное Поручение» или СПИ тип 90 «Межфилиальный Перевод». «Я лично ничего не понял, почему нельзя производить снятие-то?» — подвел итог переговорам koshalot.

В банках подсчитали, что самые распространенные причины обращения клиентов, испытывающих затруднения с работой в системе интернет-банкинга, — это забытый логин или пароль, а также невозможность подключения к системе ДБО с помощью любимого браузера. Но такая статистика характерна не для всех.

В Промсвязьбанке отмечают, что ежемесячно в контакт-центр на линию поддержки пользователей системы PSB-Retail поступает порядка 10 тыс. звонков. И чаще всего звонят, чтобы провести платеж или иную операцию по телефону. Кроме того, клиентам требуются консультации по вопросам самостоятельного заполнения различных форм (советы, как правильно указать назначение платежа, и т. п.). Актуальны также проблемы, связанные с порядком генерации, активации и устранения ошибок при работе с электронно-цифровой подписью (ЭЦП), тарифная политика банка и, наконец, сам порядок подключения системы интернет-банкинга.

В заключение можно отметить, что нежелание клиентов заниматься самообразованием на сайте банков и читать всевозможные руководства и памятки легко объяснить. Частично виновато качество самих инструкций, в которых пользователю нелегко, а порой невозможно найти полезный совет. Кроме того, многим клиентам морально приятнее, если за них сделает ту или иную работу сотрудник финучреждения.

В этом случае пользователь ИБ готов мириться с тем, что он выглядит в глазах сотрудника колл-центра или даже в своих собственных необразованным в части работы с банковским приложением. Ведь любой клиент имеет законное право требовать от банка и от разработчиков финансовых приложений «интуитивной понятности». Тем более что в ней так уверены и кредитные организации, и создатели систем интернет-банкинга.

Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме