Рынок факторинга, еще недавно весьма экзотического для России финансового инструмента, растет на 300% ежегодно. Сегодня он сопоставим по объемам с рынками лизинга и корпоративных облигаций и уже в нынешнем году может обогнать их.
*Исследование проведено по результатам совместного проекта группы «Эксперт» и Национальной факторинговой компании «Уралсиб-НИКойл». Полные результаты проекта изложены в докладе «Российский рынок факторинга», который находится в свободном доступе на сайте рейтингового агентства «Эксперт РА».
Еще три-четыре года назад для финансистов большинства российских компаний факторинг (финансирование под уступку денежного требования) был понятием из экономической теории, далеким от повседневной практики. Банки если и предлагали клиентам такую услугу, то в большей степени руководствуясь имиджевыми соображениями, нежели надеясь реально заработать на факторинговых операциях. Еще в 2002 году суммарный объем бизнеса факторинговых компаний и банков (далее будем называть их факторами) составлял немногим более 200 млн долларов — мизерная цифра в сравнении с оборотами рынков других финансовых инструментов. Однако ситуация меняется на глазах.
Сегодня российский рынок факторинга стремительно растет. В последние два года объем факторинговых сделок ежегодно утраивался. Суммарные денежные требования, уступленные факторам, принявшим участие в нашем исследовании, достигли в 2004 году 2,2 млрд долларов, а общий объем рынка факторинга оценивается нами в 3 млрд долларов. По размерам он вполне сопоставим с рынком лизинга (5 млрд долларов) и объемом первичных размещений корпоративных облигаций за год (5 млрд долларов). Столь высокая динамика этого рынка выделяет Россию из остальных стран даже при том, что быстрое развитие факторинга — тенденция, характерная для большинства государств бывшего соцлагеря. По данным Всемирного банка, рост рынков факторинга в недавно присоединившихся к ЕС странах Восточной Европы с 1998-го по 2003 год составил 434%.
Причина быстрого роста факторинговых операций — уникальные преимущества, которые отличают их от других инструментов корпоративного финансирования.
Что предлагают факторы
Ключевым преимуществом факторинга является то, что фактически этот инструмент — беззалоговый в традиционном понимании, он доступен широкому кругу малых и средних компаний. «Факторинговую компанию интересует не прошлое, а будущее клиента — сколько денег он получит за проданную продукцию и как будут развиваться его продажи, — говорит Михаил Трейвиш, председатель правления Национальной факторинговой компании Уралсиб-НИКойл. — К нам может прийти начинающая компания с большими амбициями, и мы поможем ей эти амбиции реализовать».
В этом основное идеологическое отличие факторинга от банковского кредитования: размер факторингового финансирования зависит от будущих доходов компании, в то время как размер банковского кредита фактически определяется прошлыми успехами, выраженными в виде предмета залога и общего благополучного финансового состояния заемщика. Как известно, банки готовы давать деньги лишь тем, у кого они есть и так. Размер кредита всегда ограничен размером залога (причем стоимость залога может раза в два превышать кредит), а размер факторингового финансирования зависит только от объемов продаж. Поэтому факторинг способен обеспечить ресурсами самые амбициозные планы увеличения продаж. Благодаря этому факторинговое финансирование становится доступным широкому кругу малых и средних российских предприятий, которые не могут рассчитывать на другие источники финансирования.
Немаловажным достоинством факторинга является и то, что это целевой инструмент для увеличения объемов продаж. Он позволяет предоставлять клиентам отсрочку платежа, а это один из важнейших ресурсов повышения конкурентоспособности компании. К тому же на высококонкурентных рынках в деятельности компаний часто наступает такой момент, когда дальнейшее снижение цены уже невозможно, и в этих условиях отсрочка платежа становится единственным конкурентным преимуществом. В этом отношении факторинг явно привлекательнее кредита, поскольку, получив кредит, компания хотя и пополняет свои оборотные средства, то есть получает возможность предоставлять отсрочки платежа, но остается при прежнем механизме управления рисками дебиторской задолженности. Поэтому для многих компаний, которые обладают практически безграничными возможностями привлечения любых видов финансирования, факторинг тем не менее остается безальтернативным инструментом. Однако на высокомонополизированных рынках, где у поставщика нет потребности бороться за покупателя путем предоставления отсрочек платежа, факторинг пока не востребован.
Даже более высокая стоимость факторинговых операций по сравнению с банковским кредитованием не отпугивает клиентов. По данным опрошенных нами компаний, стоимость факторингового финансирования составляет 18—21% годовых, что на первый взгляд дороже привлечения банковских кредитов. Однако в реальности ставки по факторинговым операциям не только определяются величиной бизнеса клиента и качеством передаваемой дебиторской задолженности, но и во многом зависят от дополнительного сервиса.
Соглашаясь на более высокую ставку, клиент получает набор услуг по управлению дебиторской задолженностью и страхованию связанного с ней риска. «На Западе стоимость факторинга превышает стоимость кредита в четыре раза, но нельзя говорить о том, что эти деньги в четыре раза дороже», — отмечает Михаил Трейвиш. Во-первых, фактор берет на себя всю техническую работу по инкассации дебиторской задолженности и информированию клиента о состоянии его дебиторки, благодаря чему освобождаются ресурсы бухгалтерии клиента. Кроме того, фактор может предоставлять клиенту независимую информацию о платежеспособности его дебиторов, хотя пока это делают немногие. «Как специализированная факторинговая компания мы предоставляем клиентам независимую информацию об их дебиторах — это важная часть нашего сервиса, — говорит Григорий Карповский, генеральный директор компании Еврокоммерц. — В этом смысле мы выступаем как кредитное бюро, что вполне согласуется с мировой практикой. Именно это позволяет нашим клиентам существенно оптимизировать свои отношения с дебиторами, снизить риски, связанные с управлением дебиторской задолженностью».
Снижение рисков, связанных с дебиторской задолженностью, при помощи факторинга происходит вследствие того, что для поставщика, после того как он уступил свои денежные требования фактору, уже не имеет значения, когда они будут оплачены (то есть сколько он потеряет за счет временной стоимости денег в случае задержек оплаты). При безрегрессном факторинге (когда фактор полностью берет на себя риск неплатежа по уступленным денежным требованиям) поставщик также может не беспокоиться о том, будут ли его требования вообще когда-нибудь оплачены.
Однако эти дополнительные услуги не единственное, что получает клиент, уплачивая более высокую по сравнению с кредитом ставку. Весьма важно, что при факторинге все средства используются исключительно целевым образом. При кредитовании распространена ситуация, когда компания получает кредиты и в то же время у нее есть постоянный неснижаемый остаток на счете. Следовательно, можно сказать, что эта компания за проценты пользуется своими собственными деньгами. Поэтому в действительности заемщик платит за кредит более высокую ставку, чем та, которая установлена формально. В факторинге такая ситуация невозможна.
Кроме того, использование факторинговых операций дает клиентам возможность экономить на налоге на прибыль. В соответствии с современным налоговым законодательством налог на прибыль должен уплачиваться «по реализации», то есть с момента фактической отгрузки товара. В то же время, если компания предоставляет отсрочки платежа своим покупателям, то средства за отгруженную продукцию поступают позже. Таким образом, на практике возникает ситуация, когда обязательства по уплате налога на прибыль возникают раньше, чем поступают средства от реализации. Факторинг позволяет избежать такой ситуации.
Кому он нужен
Несмотря на все выгоды факторинговых операций, далеко не везде они могут применяться с равной эффективностью. Ведь факторинг может использоваться лишь как инструмент краткосрочного привлечения ресурсов. По нашим данным, в 44 случаях из 100 факторинговое финансирование по одной сделке в 2004 году предоставлялось на срок 31—60 дней (см. график 3). На срок до 90 дней было заключено 90% всех сделок. В то же время сам договор факторинга между поставщиком и фактором обычно носит бессрочный характер, в его рамках поставщик, в тех случаях, когда ему необходимо получить финансирование сразу после отгрузки товара, уступает фактору права денежных требований к своим покупателям.
Факторинг подходит предприятиям, осуществляющим регулярные поставки товаров, потому что в этом случае услуги фактора по управлению дебиторской задолженностью наиболее ценны. «Если предприятие поставляет елочные игрушки, которые пользуются спросом раз в год, или турбины для атомных ледоколов, которые покупают еще реже, то факторинг ему не нужен», — считает Михаил Трейвиш.
Идеальная среда для использования факторинга — торговля потребительскими товарами, причем воспользоваться этими услугами могут как непосредственные производители, так и оптовые компании или ритейлеры.
По данным нашего исследования, 81% принятой на обслуживание дебиторской задолженности принадлежит производственным компаниям и лишь 19% — торговым. По нашей оценке, в действительности доля торговых компаний среди клиентов выше: дело в том, что в составе промышленных холдингов часто присутствуют собственные торговые компании.
Среди промышленных компаний более трети потребителей факторинга — это производители пищевой продукции, чуть менее половины из них — производители алкогольной продукции (см. график 4). Две трети сделок заключены с производителями продуктов питания и потребительских товаров: пищевой промышленности (33%), бытовой техники и электроники (16%), химии и нефтехемии (в основном средств бытовой химии, 12%), легкой промышленности (5%). Такая же структура характерна для факторинговых сделок с оптовиками и ритейлерами. Для них привлекательность факторинга обусловлена тем, что даже довольно крупные компании часто не располагают имуществом, которое могло бы быть передано в залог под кредит.
Одна из причин того, что факторинг особенно востребован в пищевой отрасли, заключается в том, что там наиболее сильны позиции зарубежного бизнеса — как производителей, так и торговых компаний. Эти компании оценивают стоимость отсрочки платежа на российском рынке довольно высоко, поскольку вообще считают российский рынок высокорисковым. В такой ситуации обращение к факторинговой компании становится для западного поставщика спасением. Российская факторинговая компания на месте имеет больше возможностей для оценки подобных рисков и обычно оценивает их значительно ниже, поэтому такие сделки очень выгодны и для западных поставщиков, и для российских факторинговых компаний.
При том что отраслевая структура предприятий — клиентов факторинговых компаний довольно специфична и четко обозначена, размер предприятия-клиента не оказывает существенного влияния на привлекательность для него факторинга. «Приблизительно пятнадцать процентов нашего факторингового портфеля приходится на сделки с малыми предприятиями, тридцать пять процентов — со средними и пятьдесят процентов — с крупными», — говорит Михаил Трейвиш из НФК «Уралсиб-НИКойл». По словам Евгения Калужина, начальника управления факторинга Промсвязьбанка, доля сделок с малыми и средними компаниями в факторинговом портфеле банка составляет 80—90%. У «Еврокоммерц» прямо противоположная ситуация. «На данный момент среди наших клиентов очень высока доля крупных предприятий, — говорит Григорий Карповский. — Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы увеличить долю малых и средних компаний».
Таким образом, факторинг привлекателен для большинства корпораций, независимо от масштабов их бизнеса. Малым компаниям он позволяет получать финансирование без залога. Средние предприятия в факторинге привлекает страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью. Крупным предприятиям факторинг позволяет «расчистить» баланс — уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской. Это особенно важно, если предприятие намерено привлечь инвесторов. Кроме того, для крупных предприятий всегда актуален вопрос избавления от дебиторской задолженности.
Доля сделок с региональными клиентами составляет в портфелях факторов немногим меньше половины. Большая часть факторинговых сделок заключается в Москве (58%), далее идут Приволжский и Уральский регионы (см. график 5). Такое региональное распределение сделок говорит скорее о существующей структуре спроса, нежели о нежелании факторов работать с клиентами из регионов. Для сделок российских лизинговых компаний характерно почти такое же региональное распределение, хотя рынок лизинга более зрелый, а лизинговых компаний в регионах существенно больше, чем факторинговых.
Стать клиентом факторинговой компании или банка легко: большинство факторов не имеет строгих критериев выбора клиентов. Например, руководство НФК «Уралсиб-НИКойл» на заседании специального комитета два раза в неделю принимает решения о новых сделках. Прежде всего во внимание принимаются платежеспособность дебиторов, а также долгосрочность отношений с клиентом, поскольку факторинг наиболее эффективен при регулярных сделках. В Пробизнесбанке основное требование к клиенту заключается в том, что дебиторская задолженность одного дебитора не должна превышать 15% от всей дебиторской задолженности. В банке «Союз» принимаются денежные требования от клиента на сумму не менее 2 млн рублей, кроме того, на факторинговое обслуживание должны передаваться платежи не менее трех дебиторов одного поставщика.
Ольга ГРИШИНА, Василий КАШКИН