Как стало известно Банки.ру, Сбербанк ищет компании, которые помогли бы обнаружить ему имущество двух своих должников — опальных коммерсантов за рубежом. На эти цели кредитная организация не пожалеет 3 млн рублей. Опрошенные эксперты указывают, что эту сумму с лихвой удастся окупить, если нанятое агентство сможет отыскать зарубежное имущество, на которое можно будет обратить взыскание.
Судя по документации Сбербанка, которая имеется в распоряжении Банки.ру, «зеленый слон» не на шутку заинтересован в возврате долгов от двух своих клиентов — Николая Кречета и Владимира Некрасова. «Сбер» просит предоставить по результатам расследования точный адрес местоположения, а также вид имущества, его идентификационный номер и документы, подтверждающие имущественное положение должника на территории иностранных государств.
В Сбербанке на запрос Банки.ру не ответили. Однако, как удалось выяснить порталу, оба клиента были крупными заемщиками кредитной организации, более того — известными бизнесменами, впоследствии обвиненными в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах.
Николай Кречет в 2000-х годах был известен как президент группы компаний Nak Microware, занимающейся торговлей компьютерными комплектующими и расходными материалами и являющейся в том числе дистрибьютором компании Canon.
В Интернете можно найти даже паспортные данные Николая Кречета и информацию о том, что с 2010 года он числится в федеральном розыске. Более того, существует специальный сайт, посвященный коммерсанту, на котором он обвиняется в хищении средств из федерального бюджета через подконтрольные ему компании, а также в злостном уклонении от уплаты налогов. Называется также сумма не возвращенных Кречетом кредитов банкам в размере 500 млн долларов.
Второй заемщик, чье имущество разыскивает Сбербанк, — небезызвестный основатель компании «Арбат Престиж», на протяжении нескольких лет успешно занимавшейся продажей косметики и парфюмерии. В 2008 году бизнесмен Владимир Некрасов был задержан в столице по подозрению в уклонении от уплаты налогов в сумме порядка 50 млн рублей. Однако в 2011 году дело Некрасова было закрыто за отсутствием состава преступления.
По версии портала Slon.ru, Некрасов являлся одним из «главных должников России» На нем «висели» кредиты как минимум в трех банках (Сбербанк, «Уралсиб», НОМОС-Банк) на общую сумму около 174 млн долларов (по данным на октябрь 2010 года).
По словам экспертов, опрошенных порталом Банки.ру, скорее всего, Сбербанк намерен взыскать долги, наложив арест на обнаруженное за рубежом имущество своих заемщиков. И, в принципе, у кредитной организации есть все шансы это сделать.
«Теоретически ничего невозможного в этом нет, поскольку почти все страны мира являются участниками международных соглашений о правовой помощи по гражданским делам, в рамках которых возможны наложение ареста и обращение взыскания на имущество должника, находящееся за рубежом, — говорит заместитель председателя правления, начальник юридического департамента Ланта-Банка Дмитрий Шевченко. — В зависимости от конкретной юрисдикции и применяемой системы права отличаются и детали, связанные с возможностью получения соответствующих судебных актов либо приведения их в исполнение.
«Это достаточно непростое дело — находить активы должников за границей. Прежде всего, надо узнать, в какой стране искать, — делится опытом первый заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов Валерий Мирошников. — Обязательно нужно нанимать местные юридические компании, которые знают, где и что в каких реестрах смотреть, какие куда запросы отправлять». По словам собеседника Банки.ру в одном из российских госбанков, на розыск активов может уйти несколько месяцев или меньше, если этим занимаются профессионально подготовленные люди.
В конце 2011 года АСВ отыскало во Франции замок Шато де Гаро, принадлежащий экс-владельцу Межпромбанка Сергею Пугачеву. Другой известный пример розыска активов за границей — это арест банковских счетов экс-владельца Банка Москвы Андрея Бородина в Швейцарии на сумму 350 млн евро. Пока, правда, швейцарский суд не принял решения передать арестованные средства в обеспечение требований группы ВТБ.
Найти «сбежавшие» активы — лишь полдела. Нужно еще доказать местным судам свое право требовать это имущество. «Если на территории Евросоюза кредиторы из стран, входящих в союз, могут относительно быстро добиться взыскания, то в случае российских банков придется пройти долгую по времени и дорогостоящую по средствам процедуру, — рассказывает адвокат московского офиса МЮГ AstapovLawyers Ксения Гагаева. — До обращения за получением экзекватуры (исполнение судебного решения, вынесенного в другой стране. — Прим. ред.), следует получить подтверждающие данные о наличии имущества у должника в соответствующем государстве, опять же с помощью местных адвокатов».
В качестве примера Гагаева приводит ситуацию с имуществом, арестованным и находящимся во Франции. «Во Франции для принудительного исполнения иностранного судебного решения требуется соответствующее постановление французского суда. Решение выдается гражданскими трибуналами первой инстанции по делам, которые по французскому праву считаются делами частного права. Иностранное судебное решение должно быть вынесено компетентным судом; обязательно соблюдение правил гражданского судопроизводства и процессуального законодательства страны, суд которой вынес решение».
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru