Прибыль банков упала в феврале в 135 раз

Дата публикации: 30.03.2009 09:34
4 266
Время прочтения: 5 минут
Источник

Российские банки перестали получать сверхприбыли на росте курса валют. В феврале их совокупная прибыль оказалась в 135 раз ниже, чем в первый месяц этого года. Учитывая рост проблемной задолженности и, соответственно, резервов по ней, в ЦБ уже не надеются на прибыльность банковской системы по итогам года.

Если в январе суммарная прибыль российских банков составила 66,7 млрд руб., то за февраль они смогли заработать лишь 497,1 млн руб. Это следует из февральской банковской отчетности, опубликованной на сайте Банка России. В расчетах «Ъ» использовались данные оборотной ведомости бухучета (форма 101) по состоянию на 1 марта 947 российских банков. При этом число убыточных банков по системе составило почти четверть (243 кредитные организации), а их суммарный убыток — 27,6 млрд руб. В январе всего 171 банк показал убытки на 17 млрд руб. Прибыль в феврале показали 704 банка, их совокупный результат — плюс 28,1 млрд руб.

Наибольшую чистую прибыль в феврале получили ВТБ (4 млрд руб.), Транскредитбанк (2,1 млрд руб.), Сбербанк (2 млрд руб.) и ХКФ-банк (1,7 млрд руб.). Однако прибыль ВТБ сократилась в четыре раза по сравнению с январем, а Сбербанка — в 2,5 раза. В пресс-службе ВТБ ранее поясняли, что сокращение доходов связано с тем, что банк не получил прибыли от валютных операций, которая была в январе. Причиной снижения заработков Сбербанка стали отчисления в резервы по проблемной задолженности.

Такие крупные банки, как Газпромбанк (его убыток за февраль — 3,1 млрд руб.) и Альфа-банк (2,9 млрд руб.), попали вместе с санируемым сейчас банком ВЕФК (3,7 млрд руб.) в тройку лидеров по убыткам. В Альфа-банке основными причинами убытков стали увеличение резервов по кредитам и нестабильная ситуация на валютном рынке, приводящая к колебаниям переоценки по валютам, сообщили в пресс-службе банка. В Газпромбанке и банке ВЕФК запрос «Ъ» оставили без ответа.

Окончание девальвации положило конец и заработкам банков на росте курса валют, констатируют эксперты. В январе курс доллара к рублю вырос на 20%, евро — на 10,2%. И уже тогда участники рынка не исключали, что банки, получившие в январе прибыль от валютных операций (лидерами по прибыльности стали Газпромбанк, ВТБ, Сбербанк, Альфа-банк и Юникредитбанк), в дальнейшем начнут показывать убытки. «Курс рубля стабилизировался в начале февраля, поэтому прибыли банков сокращаются, им остается получать доходы от основной деятельности, в частности от процентов по выданным кредитам»,— говорит старший аналитик ФК «Уралсиб» Леонид Слипченко.

Но продолжающийся рост просроченной задолженности и, соответственно, формирование резервов по ним съедают заработки и от основной банковской деятельности. Общий объем просроченной задолженности на 1 февраля, по данным ЦБ, составил 494,4 млрд руб. (2,3% от совокупного кредитного портфеля банковской системы), а на 1 марта −554 млрд руб. В Банке России уже смирились с тем, что, возможно, резервы съедят всю годовую прибыль банков. «Мы исходим из того, что по итогам года уровень просроченной задолженности будет 10%. При таком уровне просрочки нужно будет создавать резервы примерно в 1,5 трлн руб. Если банкам придется создавать такие резервы, то прибыли не будет»,— заявил на прошлой неделе директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский. По мнению заместителя руководителя парижского офиса Standard & Poor`s Екатерины Трофимовой, уровень реальной проблемной задолженности в кредитном портфеле банков уже составляет 10%, а к концу года может вырасти до 15%.

«Если банки не сумеют перебороть тенденцию роста проблемной задолженности, то могут получить убытки по итогам года, что чревато уменьшением капитала, ухудшением ситуации с ликвидностью и, как следствие, невозможностью банков производить выплаты по депозитам и кредитовать экономику»,— говорит старший экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Именно такую ситуацию считают кризисной в Минфине. «Сейчас мы ожидаем вторую волну проблем финансовой системы в связи с невозвратом кредитов реальным сектором»,— сказал министр финансов Алексей Кудрин на прошедшей в среду коллегии Минэкономразвития.

Юлия ЧАЙКИНА, Татьяна АЛЕШКИНА, Коммерсант

РЕПЛИКА

Кредит на выход

К концу года в России может исчезнуть несколько сотен банков: заемщики не вернут им кредиты, а государство не станет их спасать, предрекает президент Альфа-банка Петр Авен. Столько банков в группе риска, а банкротств будет меньше, надеются банкиры

Уровень просроченной задолженности в российской банковской системе может достичь 15—20% к концу года, для многих банков это станет фатальным, считает президент Альфа-банка Петр Авен. «Сотни банков исчезнут до конца года», — заявил он Financial Times. Просроченная задолженность на уровне 15% съест весь капитал банковской системы, опасается Авен. И ожидает, что банкротства банков начнутся в III квартале, а помощь государства получат от силы 20—30 крупнейших банков.

Например, в Альфа-банке обслуживается более 3,5 млн вкладчиков и 6% зарплат в стране. «Если с нами что-то случится, это будет посерьезнее, чем остановка градообразующего предприятия», — цитирует Авена «Интерфакс».

Качество кредитов быстро ухудшается и спасать проблемные банки, если только они не системообразующие, никто не будет, соглашается с Авеном аналитик Deutsche Bank Боб Коммерс. Из 1108 банков в России хватило бы и ста, уверен Коммерс.

"Я-то как раз думаю, что никаких сотен банкротств у нас не будет. Но это не значит, что я не должен готовиться к этому», — признался в интервью радиостанции «Эхо Москвы» первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Пострадают только те банки, которые кредитовали собственных акционеров, этим грешили 30—40% банков, уверен предправления СМП-банка Дмитрий Калантырский. Небольшие банки, которые не занимались таким кредитованием, уверенно себя чувствуют, с ними ничего произойти не может, уверен он: «Эффективность работы с просроченной задолженностью, залогами и кредитами в таких банках всегда была выше, чем в крупных, поэтому проблем с плохими кредитами у них меньше». В том числе потому, что в их работе мало политики и много бизнеса, добавляет владелец банка «Возрождение» Дмитрий Орлов. Обречены, по его мнению, только те банки, которые занимались инвестициями в недвижимость и землю, а также карманные банки крупных предприятий. По его оценкам, это почти треть банков.

Небольшие частные банки выживут и без госпомощи, уверен предправления и совладелец тольяттинского Фиа-банка Анатолий Волошин: «Правительство мне никогда не помогало и не поможет, не могу рассчитывать и на население. Надеюсь только на малый бизнес, который кредитую, и хочу, чтобы он выжил». Он сомневается, что крупные банкиры выживут, если лишить их доступа к госсредствам.

Сейчас уже очевидно, что именно в III квартале будет основной всплеск дефолтов по кредитам, поэтому без отзывов лицензий не обойдется, говорит заместитель гендиректора «Урса банка» Владимир Мехряков. Труднее всего, думает он, будет банкам, которые вели активный корпоративный бизнес: «К сожалению, часто госбанки заставляют кредитовать заемщиков, которые не в силах платить по кредитам».

Кризис существенно увеличил риск того, что основная деятельность перестала приносить банкам достаточный доход и они займутся тем, что приводит к отзыву лицензий, считает депутат Госдумы Владислав Резник. Среди рисков Авен также отметил рост исков от заемщиков, требующих признать недействительными кредитные договоры.

Татьяна ВОРОНОВА, Анна БАРАУЛИНА, Ведомости

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме