ЦБ изучил финансовое положение крупнейших лизинговых компаний

Дата публикации: 10.02.2017 23:28
10 041
Время прочтения: 11 минут

В февральском номере журнала «Деньги и кредит» опубликована статья «Финансовое положение крупнейших лизинговых компаний: результаты исследования Банка России». По мнению авторов, для устойчивого развития рынка необходимо установить четкие требования к системе риск-менеджмента компаний, стимулировать их проводить на постоянной основе мониторинг уровня достаточности собственных средств, ликвидности, валютной позиции и риска концентрации.

Межведомственная группа Минфина России и Банка России по подготовке реформы лизингового рынка в 2016 году проводила анализ финансового положения лизинговых компаний, который основывался на данных, представленных 39 крупнейшими лизинговыми компаниями. Покрытие оценочной величины лизингового рынка полученными сведениями составило около 52%. Из общего числа анкет 54% компаний (21 организация) представили данные по МСФО, 46% (18 организаций) — по РСБУ.

Ключевые наблюдения

● Для финансового положения лизинговых компаний критическими являются достаточность собственных средств (финансовый рычаг лизингодателей почти в два раза выше банковского) и чувствительность к крупным кредитным рискам в связи с широкой практикой предоставления лизинга крупным клиентам.

● Риск концентрации присущ крупным лизингодателям: доля их позиций на крупнейших клиентов в совокупных активах в 2–5 раза выше, чем у небольших лизингодателей. Последние в основном ориентируются на сегмент МСП, что обеспечивает им хорошую диверсификацию портфеля.

● Кредитное качество совокупного лизингового портфеля является умеренным: доля просроченной задолженности (показатель просроченной задолженности – NPL 90+. Здесь и далее под просроченной задолженностью понимается стоимость имущества, переданного в лизинг, по нерасторгнутым договорам лизинга, по которым имеются просроченные платежи непрерывным сроком более 90 дней) в лизинговом портфеле на 30.06.2016 оценивается в 4,75% против 10,7% у банковского сектора (доля кредитов IV и V категорий). Две основные причины умеренного риска состоят в собственности на предмет лизинга и в праве выставлять инкассовое поручение.

● Худшее кредитное качество демонстрируют лизинговые компании с прямым или косвенным участием государства в капитале. В среднем доля просроченной задолженности в лизинговом портфеле у них почти вдвое выше среднерыночной и в шесть раз выше показателя частных компаний.

●Совокупные активы низкого кредитного качества лизингового сектора, по предварительным оценкам, составляют порядка 76,7 млрд руб., или 4,75% совокупного лизингового портфеля компаний, по которым доступны данные о доли договоров лизинга с просрочкой более 90 дней. На наш взгляд, сектор обладает приемлемой финансовой устойчивостью. Проблемы концентрируются в ряде компаний, с которыми должна быть проведена индивидуальная работа. Однако, учитывая ожидаемый рост лизингового портфеля, который в ближайшие годы будет опережать рост банковских активов, влияние финансового положения лизингодателей на системные риски будет увеличиваться.

Ключевые выводы

● Необходимы изменения в системе финансового учета и отчетности, а также введение требований к раскрытию информации.

● Установление требований к системе риск-менеджмента (распределение ответственности при принятии решений, кредитный комитет, лимиты по видам экономической деятельности и крупным лизингополучателям, резервы на возможные потери под обесценение и неполученные процентные доходы и т. д.).

● Лизингу присущи риски кредитного посредничества и имущественного перестрахования (из-за развитой практики сублизинга). Для мониторинга соответствующих рисков необходим анализ определенного перечня показателей: достаточности собственных средств, ликвидности, валютной позиции и риска концентрации.

● Дефолт авиакомпании «Трансаэро» показал необходимость введения требований к управлению операционным риском (прежде всего в части наличия должного технического аудита оборудования со стороны лизингодателя).

● Системное влияние лизинга на финансовую систему и нефинансовый сектор экономики связано с двумя эффектами. Во-первых, «эффект заражения», учитывая, что для финансирования своей деятельности лизингодатели привлекают заемные средства. Во-вторых, лизинг выступает драйвером кредитного цикла в ряде отраслей. В частности, избыточное предложение лизингового имущества в 2011–2014 гг. в последующем привело к кризису кредитоспособности вагоностроителей и авиаперевозчиков.

Определение. Согласно международным стандартам финансового учета, различаются операционный лизинг (или долгосрочная аренда) и финансовый лизинг.

Для финансового лизинга характерны следующие признаки:

► предмет лизинга по истечении договора переходит в собственность лизингополучателя;

► период действия лизингового договора совпадает с ожидаемым сроком службы/износа предмета лизинга;

► лизингополучатель приобретает все выгоды от использования предмета лизинга и берет на себя все риски, связанные с его владением/собственностью.

МВФ и Всемирный банк классифицируют лизинговые компании, занимающиеся финансовым лизингом, как «прочих финансовых посредников», финансирующих приобретение активов. Объясняется это тем, что финансовый лизинг представляет собой специальную форму кредитования, поскольку он предоставляет актив на условиях срочности, платности и возвратности. К финансовому лизингу, согласно системе национальных счетов, относится также покупка активов в рассрочку. Стоимость лизинга (лизинговые платежи) включает в себя погашение основной суммы (стоимости предмета лизинга) и процентные платежи за пользование заемными средствами, а также оплату иных услуг (например обслуживание оборудования). В Европейской системе национальных счетов версии 2010 г. (ESA 2010) финансовый лизинг рассматривается как часть финансового сектора, а лизингодатели классифицируются как «финансовые корпорации» (их относят к сектору страховых услуг).

Структура лизингового рынка. В зависимости от характера собственности можно выделить несколько групп, различающихся по бизнес-моделям и риск-профилю.

Первая группа участников представлена лизингодателями, входящими в банковскую группу или аффилированными с банком, которые финансируются преимущественно за счет средств материнских банков. На них приходится около 34% активов лизингового сектора. Отличительными чертами данной совокупности являются: низкая достаточность капитала (отношение капитал / лизинговый портфель) – около 3% (за исключением компаний, входящих в иностранные банковские группы) и значительный объем финансирования со стороны материнских банков. Основные отрасли концентрации: железнодорожная техника, строительная и дорожно-строительная техника, грузовой транспорт, авиационный транспорт.

Вторая группа участников рынка представлена компаниями с государственным участием в капитале (за исключением компаний, входящих в крупные банковские группы с государственным участием). На них приходится еще около 40% активов лизингового сектора. Госкомпании управляются через коллегиальные органы с участием чиновников профильных ведомств (Минсельхоз России, Минтранс России). Отличительными чертами данной группы являются: диверсификация обязательств, включая внешние займы, а также высокая по сравнению с другими группами достаточность капитала – около 30%. Основные отрасли концентрации: авиационный транспорт, железнодорожная техника, сельскохозяйственная техника.

Третью группу формируют независимые лизинговые компании, которые имеют диверсифицированные источники финансирования, включая облигации, внешние займы и банковские кредиты. К ним также относятся кэптивные компании: организации при крупных производителях автомобилей или техники, а также компании, входящие в группы нефинансового сектора. Независимые и кэптивные компании формируют немногим более 20% совокупного лизингового портфеля. Независимые компании больше ориентированы на работу с МСП, кэптивные – в основном на работу с крупным бизнесом либо с материнской компанией. Значение достаточности капитала в группе независимых компаний находится на уровне 20%, по группе кэптивных компаний разброс значений очень велик (от 3–4 до 80%). Такой разброс значений достигается в основном за счет кэптивных компаний, которые благодаря поддержке группы могут позволить значению достаточности капитала опуститься до низкого уровня. У независимых компаний достаточность капитала находится на уровне 20–30%. Основными отраслями концентрации являются легковые и грузовые автомобили, железнодорожная и сельскохозяйственная техника.

Всего в исследовании приняли участие 14 компаний, входящих в банковские группы или аффилированных с банком, 7 компаний с государственным участием в капитале, 8 кэптивных и 10 независимых компаний.

Информационная прозрачность лизингового рынка. Лизинговый сектор остается информационно закрытым. Отчетность в соответствии с МСФО в открытом доступе или в виде основных показателей раскрывают не более 10 крупных компаний. У лизингодателей, которые представляют отчетность по РСБУ, как правило, отсутствует возможность формировать данные, необходимые для оценки соотношения активов и обязательств, и делать выводы о достаточности их ликвидности или собственного капитала.

Кредитный риск лизинговых компаний. Под кредитным риском лизингодателя понимается риск возникновения финансовых потерь вследствие неисполнения / несвоевременного исполнения лизингополучателем финансовых обязательств. Основными клиентами лизинговых компаний являются нефинансовые организации. По данным консолидированной финансовой отчетности крупнейших нефинансовых компаний на начало 2016 г., на 89 крупнейших компаний приходилось 468 млрд руб. обязательств по финансовому лизингу и 1 трлн руб. обязательств по операционному лизингу. (Финансовый лизинг предусматривает выплату лизингополучателем в течение срока действия договора лизинга сумм, полностью покрывающих стоимость амортизации имущества или большую ее часть, а также прибыль лизингодателя. Договор операционного лизинга заключается на срок, меньший амортизационного периода имущества. После окончания срока действия договора предмет лизинга возвращается владельцу или вновь сдается в аренду.) Таким образом, на крупнейшие нефинансовые компании приходилось примерно 50% совокупного лизингового портфеля.

Значимый рост объема операций лизинговых компаний наблюдается в сегменте МСП – за последний год произошел рост доли МСП в объеме нового бизнеса крупных лизингодателей, которые до этого концентрировались в основном на крупных предприятиях (рост доли МСП в объеме нового бизнеса до 38%). У независимых компаний исторически высокая концентрация МСП как в накопленном лизинговом портфеле (от 23 до 100%), так и в объеме нового бизнеса (от 50 до 100%). Однако несмотря на нисходящую динамику лизингового рынка в предыдущие годы и ухудшающееся качество кредитного портфеля банков, приходящегося на МСП, для лизинговых компаний данный сегмент остается достаточно стабильным. По оценкам опрошенных руководителей лизинговых компаний, по портфелю МСП не наблюдается существенного роста просроченной задолженности. Более того, компании, основную часть портфеля которых составляют МСП, в основном демонстрируют устойчивое финансовое положение.

Показатели, характеризующие кредитное качество лизингового портфеля, являются худшими по выборке компаний, классифицируемых как государственные структуры. Доля задолженности низкого качества в совокупном лизинговом портфеле для этих компаний составляет около 8%.

Доля просроченной задолженности в лизинговом портфеле у независимых лизинговых компаний составляет 1,12%. У компаний, связанных с банками, – 3,7%. У кэптивных компаний качество портфеля остается на уровне банковского (доля «плохой» задолженности – на уровне 3,7%). Это связано с тем, что лизингополучателями являются крупные материнские компании из нефинансового сектора, своевременно осуществляющие платежи по договорам.

В целом качество лизингового портфеля (оцененное по анализируемой выборке) выглядит существенно лучше, чем кредитное качество активов банковского сектора. Доля просроченной задолженности в лизинговом портфеле по МСФО составляет порядка 5%, в то время как в кредитом портфеле банков (IV и V категорий кредитов нефинансовым организациям) – около 10%. Это связано с тем, что лизингодатели в отличие от банка-кредитора являются собственниками предмета лизинга и после оперативного взыскания могут реализовать свое имущество на рынке или вновь предоставить его в лизинг. Кроме того, лизинговые компании наделены правом выставления инкассового поручения неплательщикам после двух последовательных неплатежей.

По рассматриваемой выборке компаний объем имущества, изъятого в первом полугодии 2016 г. и реализованного на вторичном рынке, оказывается ниже, чем объем изъятого имущества. Иными словами, часть изъятого имущества повторно предоставляется в лизинг новым клиентам.

Концентрация лизингового портфеля. У небольших и средних по величине лизинговых компаний отмечается высокая степень диверсификации в разрезе групп клиентов. Как правило, доля лизингового портфеля на одного лизингополучателя не превышает 10%, что позволяет компаниям ограничивать риски возникновения потерь в результате неплатежеспособности клиентов. У крупнейших игроков – лидеров рынка, напротив, доля крупнейшего лизингополучателя может достигать от 20 до 45% лизингового портфеля. Таким образом, в условиях отсутствия нормирования или лимитов позиций на крупных и связанных контрагентов (лизингополучателей) крупные лизинговые компании в наибольшей степени подвержены рискам концентрации на крупных клиентов или по видам экономической деятельности. Для ряда лизингодателей в 2014–2015 гг. это создало значительные финансовые трудности.

Риски банков на лизинговые компании. В структуре обязательств лизинговых компаний значительная доля приходится на кредиты банков (особенно это характерно для компаний, входящих в банковские группы). У отдельных лизингодателей доля кредитов, выданных банками, может занимать свыше 50% обязательств. На макроуровне совокупный объем банковского финансирования определить не представляется возможным. По данным банковской отчетности, объем крупных кредитов, выданных лизинговым компаниям, составляет не менее 300 млрд рублей.

Выводы. Проведенное исследование показало, что лизинговый сектор обладает приемлемой финансовой устойчивостью и кредитное качество совокупного лизингового портфеля является умеренным (доля просроченной задолженности оценивается в 4,75% против 10,7% у банковского сектора). Для финансового положения лизинговых компаний одним из критических показателей является достаточность собственных средств. Ввиду тесной взаимосвязи с банковским и нефинансовым секторами экономики дефицит собственных средств у лизинговых компаний может привести к «эффекту заражения», учитывая, что для финансирования своей деятельности лизингодатели привлекают заемные средства и лизинг как финансовый инструмент выступает драйвером кредитного цикла в ряде отраслей. В дальнейшем, для более точного анализа и управления рисками лизингового сектора необходимы изменения в системе финансового учета и отчетности, а также введение требований к раскрытию информации и системе риск-менеджмента.

См. также таблицу на сайте источника «Качество лизингового портфеля в разрезе групп лизинговых компаний, 2016 год»

Сергей МОИСЕЕВ, советник первого заместителя председателя Банка России, Анна МОРГУНОВА, консультант отдела анализа системных рисков нефинансовых организаций департамента финансовой стабильности Банка России

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме