Грустите, что весна никак не вступит в свои права? Вместе с вами наверняка грустит и владелец вашей компании. А вместе с ним — и вся экономика.
Вялость и апатия, наши верные товарищи с октября и до сих пор, не лучшим образом влияют на нашу продуктивность. Экономика США из-за зимней хандры теряет в год около 225,8 млрд долларов, то есть каждый работник грустит на 1 685 долларов. В России, чьи южные границы проходят по той же широте, что и северные границы Штатов, такое исследование только готовятся провести. Но бизнесу уже пора присмотреться к западному опыту изучения сезонных депрессий. Ведь даже успешность IPO, оказывается, зависит от того, проводить их осенью или весной.
Winter blues у нас в крови
Есть такой термин «абсентеизм», одно из значений которого — систематическое отсутствие работника на рабочем месте по различным причинам. Вместе с «присутствивизмом», когда сотрудник физически на работе, но толку от него мало, это обходится американской экономике в 225,8 млрд долларов ежегодно. Такие расчеты провели в американской организации «Центры по контролю и профилактике заболеваний», уточнив, что главная причина этих явлений — стресс, депрессии и сезонное аффективное расстройство. Сокращенно — САР, хотя англоязычная версия выглядит интереснее — SAD, seasonal affeсtive disorder. Это явление свойственно жителям «высоких» широт, где продолжительность светового дня существенно сокращается в зимний период.
Люди, как и остальные млекопитающие, существа сезонные. Находящаяся в головном мозге железа под названием «эпифиз» — это своего рода часы и календарь внутри нашего тела. Эпифиз вырабатывает гормоны, которые диктуют нашему телу и сознанию, как надо себя вести в то или иное время суток или года. Так, одним из негативных последствий повышенной выработки мелатонина в темное время года и является САР.
Для САР характерны проблемы со сном и с концентрацией внимания, пониженная работоспособность, склонность к перееданию, подавленное настроение вплоть до суицидальных мыслей. Легкая форма этой болезни называется на английском языке удивительно красиво — winter blues, «зимняя хандра». По вашим прикидкам, сколько людей из вашего окружения страдают от нее?
В США, где теме «сезонной депрессии» уделяется много внимания, подсчитали, что ей подвержены 1,4% жителей Флориды и до 9,7% жителей Нью-Гемпшира — штата на северо-востоке страны. Для лучшего понимания: Нью-Гемшпир располагается на тех же географических широтах, что и российские города Владикавказ, Новороссийск, Севастополь, Махачкала... В Ирландии САР подвержены около 20% населения, в Великобритании — около 21%, причем у 8% проявления САР носят ярко выраженный клинический характер. Кстати, столица Великобритании Лондон находится на той же широте, что и Воронеж. В среднем по популяции ярко выраженная клиническая форма САР наблюдается у 5%.
Существует негласное, известное всем «правило», что счастье не купишь. Но так ли это на самом деле? Аспирантка Кембриджского университета Сандра Матц считает, что счастье тоже покупается. Важно лишь вести траты так, чтобы они «сочетались» с вашей индивидуальностью.
12.04.2016 00:00Заработать на хандре
В последние годы врачи отмечают рост этого заболевания. Впрочем, в целом растет число людей, имеющих все типы психических и тревожных расстройств, отмечается в апрельском докладе Всемирной организации здравоохранения: с 416 млн человек в 1990 году до 615 млн в 2013-м.
Неудивительно, что все более актуальным становится вопрос: а как «зимняя хандра» и САР влияют на экономику? С одной стороны, ведутся расчеты, сколько теряют компании из-за того, что их сотрудники не бодры и не веселы. Но, с другой стороны, есть целые индустрии, для которых САР дает возможность дополнительно заработать. Например, относительно новый и бурно развивающийся сегмент бизнеса — продажа специальных ламп для профилактики и лечения сезонного аффективного расстройства.
Светотерапия лампами, которые в отличие от обычных дают весь спектр света (аналогичный тому, что мы получаем от солнца), — один из наиболее эффективных методов борьбы с САР. Причем эффективный для всех участников. Крупнейшим рынком САР-ламп являются Штаты: только в прошлом году там было продано этих гаджетов на 309 млн долларов США, сообщают аналитики компании Future Market Insights. По их прогнозам, рынок таких ламп будет расти ежегодно в среднем на 4,3% до 2026 года, и его объем составит к этому моменту 1,16 млрд долларов.
Еще радужные перспективы у рынка антидепрессантов. Если в 2004 году глобальные продажи этих препаратов составили 10,5 млрд долларов США, то в 2018 году они составят уже 13,3 млрд долларов, подсчитали в GBI Research. Их коллеги из Zion Research приводят более оптимистичную цифру: по итогам 2020 года рынок антидепрессантов может составить 16,8 млрд долларов.
Но еще более интересны исследования, касающиеся того, как влияет зимняя хандра на фондовые рынки.
Фондовые рынки: рисковать лучше летом
Первая крупная работа на эту тему была опубликована еще в 2003 году, и на нее до сих пор ссылаются даже в новейших публикациях. Ее название — меланхоличная игра слов: «Winter blues: A SAD stock market cycle» — на русский переводится как «Зимняя хандра: цикл фондового рынка, обусловленный САР». Ученые Камстра, Крамер и Леви проанализировали данные фондовых рынков девяти стран и нашли сезонные паттерны поведения.
Оказалось, что в наиболее депрессивные времена года, осенью и зимой, когда световой день идет на убыль, инвесторы теряют интерес к риску. Жажда риска возвращается весной, когда день начинает заметно прибавлять. Вернее, эта тактика поведения проявлялась лишь у тех игроков, у кого наблюдались синдромы САР. Если инвестор был из тех, кто проживал зиму безболезненно, то и его поведение на рынке не менялось.
Все последующие годы исследователи изучали этот феномен — избегание риска в период резкого сокращения светового дня. Исследовали разные периоды и разные страны. И каждый раз находили подтверждение. Есть даже работа о влиянии САР на фондовый рынок Румынии. Его авторы сразу делают оговорку, что рынок страны молодой и небольшой, что определенным образом влияет на точность исследования. Изучались два периода: спокойный и уверенный рост, а также кризис 2008 года.
Оказалось, что в период спокойствия на румынском рынке также прослеживается корреляция между продолжительностью дня, распространенностью САР и готовностью к риску. А вот при кризисе корреляции уже нет: на поведение инвесторов начинают действовать силы более могущественные, чем недосып.
Медвежьи настроения: чем весеннее IPO лучше осеннего?
Оказывается, даже успешность IPO зависит от того, проводить его в растущий или в убывающий день. Израильские ученые Дорон Клигер, Григорий Гуревич и Авраам Хаим из университета Хайфы опубликовали работу «Когда хронобиология встретила экономику: сезонное аффективное расстройство и спрос на первичные публичные предложения» в американском Journal of Neuroscience, Psychology, and Economics. Они исследовали данные 1 526 IPO объемом от 15 млн долларов США и пришли к выводу, что «весенние» IPO эффективнее «осенних».
Причем сезонный фактор оказывает влияние и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе. Так, акции, которые были размещены в периоды, когда дни идут на убыль, показывают меньший прирост, чем те, которые были размещены, когда световой день увеличивался. То есть когда у инвесторов уменьшались симптомы САР. Спустя три года после размещения разница в приросте цены акций «осенних» и «весенних» IPO составляет от 5% до 10%, приводят свои расчеты ученые.
В российской экономике депрессия и без депрессии
В нашей стране пока, к сожалению, подобные исследования не проводились. Ни касающиеся фондового рынка, ни затрагивающие другие сектора экономики. Банки.ру обращался за комментариями на Московскую биржу, в крупные инвестиционные компании и банки, экономические вузы и научные центры, но везде нам говорили, что данных по нашей теме нет. Директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович рассказала порталу Банки.ру, что пока расчеты по монетизации депрессии и САР в российской экономике действительно никто не делал, но в их институте в ближайшее время планируют этим заняться.
Заголовки новостей в 2016 году кричали, что в России все плохо, конца-краю кризиса не видно, затянутые пояса распускать рано. В общем, «денег нет, но вы держитесь». На этом фоне Банки.ру собрал жизнеутверждающие заявления, прогнозы и исследования о достижениях и светлом финансовом будущем нашей страны.
К сожалению, игнорирование этой проблемы уже на стадии изучения означает, что и ее решение еще долго не будет представлять интерес для страны. Потери компаний из-за снижения эффективности рабочей силы? О чем вы говорите! В России проблема низкой производительности стоит очень остро в любое время года. Профилактика САР? Нашей системе здравоохранения предстоит решить куда более актуальные задачи.
И это печально, потому что инвестиции в психическое и психологическое здоровье населения — это экономически очень обоснованные вложения. Каждый доллар, потраченный на расширение масштабов лечения депрессий и тревожных расстройств, оборачивается 4 долларами США в виде улучшенного здоровья и повышенной способности работать. Такие данные озвучила в апреле 2016 года Всемирная организация здравоохранения.
На примере США это означает, что трудоспособное население увеличится на 5% (за счет того, что люди будут выходить с больничных на работу). Что, в свою очередь, приведет к повышению производительности труда, которое оценивается в 399 млрд долларов. И это в США, чьи северные границы проходят по тем же широтам, что наши южные.
Милена БАХВАЛОВА, Banki.ru
Комментарии