«Эксперт РА»: доля клиентов-физлиц в операционном лизинге авто выросла до 20%

Дата публикации: 22.02.2022 18:59
2 224
Время прочтения: 3 минуты
Автор
Ася Шалимова автор новостного контента Банки.ру с 2009 по 2022 год
Источник
Banki.ru

Доля физических лиц среди тех, кто пользуется операционным лизингом автомобилей, значительно выросла за последнее время, свидетельствуют данные опубликованного рейтинговым агентством «Эксперт РА» обзора «Операционный лизинг автомобилей в России: с перспективой на будущее».

Напомним, оперлизинг, согласно используемому в обзоре определению, — это один из видов финансовой аренды, при которой лизинговая компания приобретает конкретное имущество и передает его в пользование лизингополучателю. При этом получатель лизингового имущества ежемесячно вносит плату за владение предметом лизинга и обязуется вернуть его собственнику (лизингодателю) по завершении договора.

В последние годы сегмент операционной аренды автомобилей активно набирает обороты, объем нового бизнеса по итогам девяти месяцев 2021 года увеличился в пять раз, до 7 млрд рублей, указывает «Эксперт РА».

Масштабирование маркетплейсов и сервисов доставки позволило парку машин в оперлизинге прибавить 7% за первое полугодие 2021 года, их количество составило 94 тыс. единиц. Рост за весь 2020 год составил 2%.

Основными пользователями операционной аренды легковых автомобилей в настоящий момент являются компании из секторов HoReCa (отели, рестораны, услуги питания) и FMCG (потребительские товары).

В числе тенденций аналитики отмечают, что из-за появления на рынке продуктов от крупных банковских лизинговых компаний доля физлиц в переданных в оперлизинг легковых автомобилях выросла до 20% в первом полугодии 2021-го с 2% за 2020 год.

Также сообщается, что рост цен на автомобили привел к смещению спроса в оперлизинге на более бюджетные модели и увеличению среднего срока контракта с 31 до 37 месяцев за 2019 год — первое полугодие 2021-го.

Наметившиеся тренды на рынке лизинга приведут к трансформации лизинговых игроков в сервисные компании с широким набором дополнительных услуг, ожидают эксперты.

По их мнению, расширению и диверсификации сервисов по оперлизингу автомобилей будут помогать вышедшие на рынок крупные банковские группы, а также автопроизводители и независимые агрегаторы, способные составить конкуренцию ведущим игрокам рынка в лице иностранных компаний. «Если еще пару лет назад рынок оперлизинга автомобилей был представлен несколькими крупными игроками и относительно небольшим пулом клиентов, интересующихся оперлизингом, то сейчас по мере омоложения экономически активного населения и развития онлайн-торговли создаются условия для увеличения как спроса, так и предложения», — отмечается в обзоре.

Политика городских властей по продвижению системы общественного транспорта, в том числе путем повышения издержек на пользование личным автомобилем, приведет к развитию системы MaaS (Mobility as a Service – мобильность как услуга), ожидают в «Эксперт РА». Данная система позволяет выстроить оптимальный маршрут с использованием различных видов транспорта (например, такси — автобус — метро — каршеринг — электросамокат), при этом поставщиками услуг будут выступать лизинговые компании и их клиенты (каршеринговые компании, таксопарки, агрегаторы). В то же время развитие цифровизации в автолизинге приведет к формированию модели CaaS (Containers as a Service — контейнеры как сервис), предполагающей предоставление автомобиля с полным спектром услуг и гибкостью в выборе, которой обладает продукт «подписка», считают эксперты.

Усилению тренда на оперлизинг машин для физических лиц будет способствовать миграция заемщиков из необеспеченного кредитования в лизинг, полагают также аналитики. Рост стоимости автомобиля, сопровождаемый стагнацией доходов населения, приведет к сокращению потенциальной клиентской базы (на фоне ужесточения расчета показателя долговой нагрузки и коэффициентов риска), все более частым отказам банков от выдачи потребительских кредитов в силу ужесточения регуляторной политики Банка России. В результате заемщики будут все чаще делать выбор в пользу лизинга, при оформлении которого не так важны размер дохода и кредитная история, прогнозируют в «Эксперт РА».

Кроме того, рост спроса на оперлизинг автомобилей и fleet management со стороны корпоративных клиентов будут поддерживать масштабирование курьерских сервисов и развитие маркетплейсов, а также пересмотр предприятиями бюджетов на содержание своих автопарков из-за пандемии.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме