Минфин решил обязать российские компании удерживать налог на доходы сотрудников, которые работают из-за рубежа. Таким образом, налоговые нерезиденты России могут начать платить подоходный налог по ставке 30% вместо нуля. Эксперты отмечают, что уйти от выполнения правила будет крайне сложно — и теперь сотрудники будут задумываться, уезжать или нет.
Сейчас, если сотрудник компании работает в России, его доход рассматривается в качестве дохода от российского источника. В этом случае он подлежит налогообложению НДФЛ: 13–15% для налоговых резидентов и 30% для нерезидентов (тех, кто пробыл в России меньше 183 дней в течение года). При этом налоговым агентом выступает компания — она удерживает сумму налога из зарплаты сотрудника.
В случае, если сотрудник российской компании уезжает за рубеж и работает оттуда, компания может не удерживать налог на доходы физлиц с выплачиваемой зарплаты. Доход, который получает сотрудник, работая из-за рубежа, сейчас не считается доходом из российского источника, а рассматривается как доход, получаемый из иностранного источника, объяснила Forbes директор департамента налогового и юридического консультирования Kept (ранее KPMG) Ольга Замесина.
Если сотрудник уехал из России надолго (более чем на полгода), платить 30-процентный НДФЛ за то время, которое он работает не из России, он не должен. В случае, если сотрудник уехал из России, но в течение 12 месяцев провел в другой стране меньше 182 дней, по итогам года он уплачивает налог в 13–15%.
Какие есть риски
Если предположить, что все выплаты будут приравнены к доходам от источника в России, то освобождение от уплаты налога будет отменено, говорит партнер Б1 (бывшая EY Russia) Антон Ионов. В любом случае работодателя обяжут удерживать 30% за уехавшего за рубеж сотрудника, если он не налоговый резидент, отмечает он.
«Это может привести к проблеме с двойным налогообложением. Сейчас сотрудник-резидент может зачесть налог, уплачиваемый в другой стране, против российского налога и в итоге заплатить меньше. Теперь это может оказаться гораздо сложнее», — отмечает Замесина.
Если новый законопроект примут, часть компаний согласится с новыми условиями и будет платить все взносы, другие компании будут платить зарплату через посредников или сторонние сервисы, говорят эксперты. По их мнению, штраф для работодателя в случае неправильного удержания налога, скорее всего, останется прежним — 20% от дохода плюс пени.
«Уйти от выполнения правила будет крайне сложно, и теперь сотрудники будут задумываться, уезжать или нет. Ведь так уменьшается их доход. Возможно, так власти хотят остановить отток кадров. Вряд ли число уезжающих может существенно пополнить казну», — говорит Ионов.
У переехавших за границу и ставших нерезидентами есть вариант зарегистрироваться самозанятыми и платить налог по ставке 6% при оказании услуг юрлицам. Российское законодательство это не запрещает, статус нерезидентства никак не влияет на самозанятость, указал РБК вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов. Маловероятно, но поправка об НДФЛ для зарубежных работников еще может быть исключена, поскольку проект еще даже не внесен в Госдуму, добавляет он.
Другой вопрос — как именно налоговые органы смогут контролировать применение повышенной ставки к уехавшим за границу дистанционным работникам. По словам опрошенных «Коммерсантом» экспертов, налоговики в индивидуальных случаях могут запрашивать сведения у пограничной службы о пересечении границы заинтересовавшим их гражданином (например, если речь идет о крупном должнике перед бюджетом).
Но системы автоматизированного сбора данных об уехавших для определения их налогового резидентства нет. С другой стороны, в первые полгода после отъезда у «удаленщика», вероятно, возникнет необходимость открыть банковский счет в стране пребывания, о котором он обязан сообщить российской налоговой службе, после чего у нее возникнет вопрос о сроке пребывания вне РФ.
Комментарии