Все новости
Новости компаний

Деловая репутация финансовых организаций: высокие ожидания и проблемы защиты

Дата публикации: 22.10.2024 18:38
1 581
Время прочтения: 5 минут
Источник
Banki.ru
Темы

Тема защиты деловой репутации с каждым годом становится все актуальнее. Несмотря на то что успешные кейсы отстаивания честного имени компаниями существуют, законодательство в этой сфере нельзя назвать совершенным. О том, как хайп становится угрозой для бизнеса, рассказала Анна Навалихина, директор юридического департамента сервиса онлайн-кредитов «ВебЗайм» на Сибирской юридической неделе SibLegalWeek.

Говоря про финансовые организации, мы подразумеваем не только банки и микрокредитные компании, но также бизнес в сфере страхования, кредитные потребительские фонды, ломбарды, управляющие компании инвестиционных фондов и даже негосударственные пенсионные фонды. Таким образом, проблематика защиты деловой репутации крайне обширна и затрагивает почти все сферы нашей жизни.

Высокие ожидания к деловой репутации содержат в себе два аспекта. Первый — это требования, предъявляемые к персональному составу руководящих органов (участников/акционеров, директорам, коллегиальным органам (правление, наблюдательный совет)). Так, например, некоторые должностные лица должны иметь опыт работы в финансовых организациях или на государственной службе, не иметь сведений о «негативной» деловой репутации в списках Банка России, ФНС. Также есть большое количество регуляторных требований, которым должна отвечать финансовая организация в целом (капитал, внутренние документы, требования к сайту и пр.).

Второй — определение самого понятия деловой репутации с целью оценки и защиты ее как имущественного блага. К деловой репутации финансовых организаций и ее сотрудников, а также управляющих органов предъявляются не только высокие регуляторные, но и социально-общественные требования. Мы в большей степени акцентируем внимание на втором аспекте, поскольку он представляет для нас наибольший интерес.

Общество и контрагенты финансовых организаций часто ожидают соблюдения принятых обязательств, приоритета интересов клиента, стабильности в экономическом обороте и т. д. Нередко от банковских или микрофинансовых организаций, помимо открытости, ожидают еще некой социальной ответственности: так, банки, помимо прочего, принимают роль в формировании кредитно-денежной политики и оказывают влияние на всю экономику России в целом, а МФО кредитуют незащищенные слои населения, которым недоступны банковские продукты.

Проблема в том, что на данный момент понятие деловой репутации финансовой организации отсутствует в законодательстве и только лишь в одном из писем Банка России можно найти определение деловой репутации кредитной организации. Ее ЦБ определяет как качественную оценку участниками гражданского оборота деятельности кредитной организации, а также действий ее реальных владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций.

В самом общем виде под деловой репутацией финансовой компании мы подразумеваем качественную оценку участниками гражданского оборота деятельности такой организации, а также действий ее бенефициаров, руководства, сотрудников и рекламно-информационного имиджа. И рассматривая проблемы, с которым приходится сталкиваться бизнесу, стоит заметить, что в этой сфере особо заметна корреляция между деловой репутацией организации и получаемыми доходами. Одним из немаловажных рисков здесь становится именно угроза потери деловой репутации.

Банк России описывает потерю деловой репутации как риск, «связанный с формированием негативного представления о финансовой устойчивости, финансовом положении... качестве производимых товаров (работ, услуг) или характере деятельности в целом». Да, есть отрасли, к которым в обществе относятся неоднозначно: застройщики, курьерские службы, сетевой маркетинг. Такие предрассудки есть и в финансовой сфере: страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, микрофинансовые компании. Еще не зная о конкретной компании, за ними тянется «шлейф» предвзятости как со стороны общественности в целом, так и со стороны СМИ.

К сожалению, «ВебЗайм» тоже столкнулся с предвзятостью по отношению к себе: почти год назад онлайн-газета «Суть» из Балаково опубликовала статью на своем сайте с кричащим названием: «Стать жертвой кредитной мафии может любой из нас». Очевидно, что даже один только заголовок статьи очерняет деятельность финансовой организации, подконтрольной Банку России, компании, которая соблюдает все требования законодательства и строго им регулируется. Из текста статьи складывалось впечатление, что наша компания совершила преступление, но у этих обвинений нет не просто доказательств, но что важнее — приговора суда.

В этой ситуации принято единственно верное решение — избрать правовой способ защиты деловой репутации. Были привлечены адвокаты из «Адвокатского бюро Гребнева и партнеры». В российских судах все чаще рассматриваются иски о нанесении ущерба деловой репутации, но если репутация компании не была заранее достоверно оценена, невозможно и правильно определить сумму ущерба. Можно добиться лишь удаления сведений и написания опровержений. При этом процент удовлетворения требований истца по таким искам составляет всего около 30% (по данным статистического агентства).

Доказывать соответствия распространенных сведений согласно ГК РФ возложено на ответчика. Истец же должен подтверждать факт распространения сведений, а также их порочащий характер. Но в этом кейсе нам буквально приходится доказывать простые истины, что никто не может быть обвинен (особенно в прессе) в преступлении, которого не совершал. Тем более когда не было никакого расследования и приговора суда. Мы представили в суд заключение эксперта, что высказывания, написанные на сайте СМИ, являются сведениями, порочащими деловую репутацию. На данный момент мы ожидаем решения суда в нашу пользу.

Безусловно, мы могли отнестись к данной ситуации иначе, выбрав так называемый маркетинговый способ защиты: «перебить» хайп в Интернете другими публикациями и восстановить рейтинг. Но мы решили действовать по-другому. По нашему мнению, должны работать законные способы восстановления деловой репутации, а лица, на нее посягнувшие, обязаны нести ответственность. Нам важно не просто получать компенсации убытков и публикацию с опровержениями, а восстановить справедливость. В противном случае теряется смысл закрепления в законодательных актах положений, позволяющих защищать свою деловую репутацию.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме