Российские автовладельцы массово сталкиваются с мизерными компенсациями на восстановительный ремонт машин после ДТП, пишет Autonews. Страховые компании обладают широким набором инструментов для занижения выплат или отказа в компенсации владельцам полисов ОСАГО.
Чаще всего страховщики пользуются тремя главными уловками, рассказал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Первая связана с расчетом восстановительных работ исходя из стоимости запчастей, указанной в официальном справочнике Российского союза автостраховщиков (РСА). По его словам, в справочнике указана усредненная стоимость детали, учитывающая не только оригинальные запчасти, но и аналоги сомнительного происхождения.
«Цены занижены в три раза. Мы лично сравнивали стоимость запчастей для автомобилей в разных категориях, разной стоимости, разного происхождения, в том числе отечественных», — указал Шапарин.
Вторая уловка, к которой прибегают страховщики, — это склонение клиентов к получению денежной выплаты вместо ремонта.
«По правилам натурального возмещения (путем ремонта), выплаты должны осуществляться без учета износа транспортного средства. Страховщики об этом предпочитают забывать», — обратил внимание Шапарин.
Таким образом страховщики занижают компенсацию до 25–30% от реальной стоимости восстановительного ремонта, оценивает юрист Лев Воропаев. При этом в 2022 году получить возмещение по ОСАГО путем ремонта смогли лишь 5% водителей, в 2024-м, по мнению специалистов, форма натурального возмещения по-прежнему «фактически мертва».
Третью ключевую проблему эксперты видят в так называемых независимых оценщиках, которые зачастую находятся в офисах страховых компаний и действуют в интересах страховщиков. В большинстве случаев эксперт под разными предлогами не вносит в акт об оценке часть повреждений, занижая будущую сумму компенсации. Итоговые суммы выплат и реальная цена ремонта могут различаться в десяток раз, подчеркивают специалисты.
При выборе страховщика по ОСАГО сначала стоит оценить страховую компанию — как давно она на рынке, какие места занимает в различных рейтингах, насколько устойчиво ее финансовое положение, напоминает эксперт-аналитик Банки.ру Эряния Бочкина. Можно изучить отзывы клиентов, которые уже воспользовались ее услугами. Далее можно переходить к более субъективным критериям — стоимость полиса, достаточность покрываемых рисков, удобство оформления полиса (например, в электронном варианте), комфортность взаимодействия с представителями страховщика.