Онлайн-МФО кредитуют клиентов с плохой кредитной историей втрое чаще банков. Так, если заемщиков, имевших в прошлом просрочки более 90 дней, в МФО 37,5%, то в банках их 10,4%. Таковы данные исследования БКИ «Эквифакс» и сервиса онлайн-кредитования «Е заем».
Самые низкие доли в МФО приходятся на клиентов с просрочками от 30 до 90 дней. Клиенты с хорошей кредитной историей (без просрочек) — на втором месте. При этом в офлайн-МФО их доля выше. В банках, напротив, клиенты с хорошей кредитной историей составляют большинство, 48,9% против 24,2% в офлайн-МФО и 17,4% в онлайн-компаниях.
«Статистика показывает, что сервисы онлайн-кредитования позволяют получить средства людям даже с неидеальной кредитной историей. При этом за год их доля выросла более чем на 6 процентных пунктов. После девальвации рубля хорошую кредитную историю не смогли сохранить очень многие, но потребность в заемных средствах у них осталась. Такие клиенты обращаются к разным кредиторам, но получить банковский кредит им гораздо сложнее, чем заем в МФО — не только в разгар кризиса, но и сейчас. В результате даже те из клиентов, кто раньше получал кредиты, сейчас пользуются онлайн-займами — для них это обычный финансовый инструмент. Онлайн-МФО умеют оценивать клиентов с неидеальной историей и эффективно работать с ними, это подтверждает гораздо более низкий по сравнению с традиционными МФО уровень просроченной задолженности», — говорит управляющий директор сервиса онлайн-кредитования «Е заем» Лига Трупа.
«Различия риск-профилей клиентов у отдельных участников финансового рынка объясняется принципиально разными подходами к оценке и управлению рисками. Мы рады тому, что наша компания располагает полным спектром инструментов оценки риска, от стандартного кредитного отчета до продвинутых систем биометрической идентификации, которые могут быть полезны как банкам, так и МФО, включая онлайн», — отметил генеральный директор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин.
Кроме того, как выяснилось, онлайн-МФО чаще всего не возвращают займы вовремя клиенты без кредитной истории. Из них просрочки в 2016 году допустили 56%, тогда как среди клиентов с кредитной историей таких 34,8%.
В то же время в банках и офлайн-МФО ситуация обратная — там просрочки чаще допускают клиенты с кредитной историей. Таких там 8,8% и 29,1% соответственно. А среди тех, кто кредитной истории не имел, банкам не вернули средства вовремя 5,5%, а офлайн-МФО — 21,3%.
«Если сравнивать 2016 год с 2015-м, становится видно, что доли клиентов, не вернувших кредиты или займы вовремя, в 2015 году были больше. Это касается и тех, кто имел кредитную историю, и тех, кто получил средства впервые, причем как в банках, так и в МФО. Это может говорить об улучшении положения заемщиков и постепенном выходе из кризиса», — отмечает Лига Трупа.
Комментарии