В конце сентября Госдума приняла закон о кредитных каникулах для мобилизованных. По нему воспользоваться льготой могут граждане, оформившие кредиты до призыва на военную службу, а также те, кто находится у них на иждивении.
Кредитные каникулы можно оформить в любой момент в течение времени действия кредитного договора, но не позднее 31 декабря 2023 года. Льгота дается на период, рассчитанный как:
- срок мобилизации или срок, на который был заключен контракт, увеличенный на 30 дней;
- срок участия в специальной военной операции, увеличенный на 30 дней.
Сразу после принятия закона мобилизованные россияне и их родственники стали обращаться за кредитными каникулами и столкнулись с отказами в банках. Несколько историй опубликовали на горячей линии Банки.ру. Публикуем их и ответ пресс-службы Банка России.
«Никому не пожелаешь того, что я пережила за этот месяц»
Один из отзывов разместил родитель мобилизованного. По его словам, документы он предоставил сразу же, но банк потребовал доверенность:
«Как может заключить доверенность человек, находящийся на СВО, представители финансового отдела не уточняют и на вопросы не отвечают».
А вот отзыв от матери военнослужащего, которая тоже столкнулась с трудностями при оформлении кредитных каникул:
«Я предоставила, и не один раз, документы, которые необходимы. Сотрудники банка меня и спамером объявляют, и то, что я якобы негативную информацию распространяю. Как добиться того, что положено по закону? В. В. Путин для них не закон? Я же ни у кого ничего не отбираю, не ворую, я просто хочу получить то, что положено по закону!»
Супруга одного из мобилизованных подала документы с генеральной доверенностью, но банк не сразу согласился предоставить каникулы:
«3 октября обратилась в онлайн-чате с заявлением на предоставление льготного периода в соответствии с 377 ФЗ от 07.10.2022, так как мужа призвали по частичной мобилизации. Предоставила все документы. В том числе генеральную доверенность на мое имя от мужа, заверенную нотариусом. И при этом ответ был, что все должен подавать заемщик!»
Еще одна женщина пожаловалась, что банк требовал справку об участии в специальной военной операции, когда ее муж был еще в сборном пункте.
«Супруга мобилизовали 30 сентября. Находится в сборном пункте. Для предоставления каникул требуют справку об участии в СВО. Как ее предоставить, если он еще не участвовал, а только в пути к месту участия — непонятно».
Родственники участников СВО пытаются оформить кредитные каникулы и по своим кредитам, так как доход их семьи снизился. Но и в этом случае получается не сразу.
«Мужу пришла повестка 23 сентября. 26 сентября его мобилизовали, — пишет жена военнослужащего из Пензы. — На сборы ушли деньги, отложенные на кредитные платежи за два месяца, плюс зарплата за сентябрь. Ни аванса на его работе, ни новой ЗП за октябрь он, естественно, не получил. От государства за все это время пришло 4 888 рублей. Коммуналку никто не отменял, кроме того, два несовершеннолетних ребенка, которые хотят кушать, остались со мной».
Женщина решила оформить кредитные каникулы на свои займы. 15 октября позвонила на горячую линию банка, объяснила ситуацию, и ей сказали, что заявление на оформление кредитных каникул на 3 кредита и кредитную карту принято, будет рассматриваться в течение 10 дней.
«18 октября сделала повторный звонок, девушка заверила, что заявка есть, в работе. На мой вопрос, что сегодня день внесения платежа по одному из кредитов, а решения нет, она мне ответила: "А надо было раньше думать об этом. Вы поздно подали заявление!" Очень неприятно стало. Никому не пожелаешь того, что я с детьми и родственниками пережила за этот месяц, когда мобилизовали мужа!»
24 октября женщине позвонил специалист по работе с задолженностями и сообщил, что к ней едут приставы.
«Она стала говорить, что якобы мне отправляли список документов, которые надо принести в банк. Замечу, что СМС от банка не было».
Жена мобилизованного в итоге предоставила менеджеру все документы: справку из военкомата, свидетельство о браке, паспорт, заявление на предоставление каникул на три кредита и кредитную карту. Через несколько дней банк все равно списал у нее деньги в счет одного из долгов. Но после обращения на Банки.ру оформил кредитные каникулы и вернул списанные платежи. У семьи есть еще и ипотека, в которой супруги — созаемщики. По ней кредитные каникулы предоставили сразу.
Что говорит Центробанк
Проблемы в основном носят информационный и технический характер — либо банкам требовалось определенное время на доработку их информационных систем, либо сотрудники банков или заявители недостаточно информированы об условиях кредитных каникул и порядке их предоставления, говорят в пресс-службе Банка России. Там напомнили, что автоматизированная проверка статуса мобилизованного банками через информационную систему ФНС заработала только с 23 ноября.
«Основная часть поступивших к нам обращений по кредитным каникулам мобилизованных — это фактически запросы по применению закона. Несколько десятков обращений являются обоснованными жалобами, и чаще всего проблемы были связаны с доработкой программного обеспечения, в других случаях — с запросом подтверждающих документов. По каждой жалобе проводится разбирательство, на данный момент практически все они урегулированы, каникулы заемщикам предоставлены», — говорят в ЦБ.
Если мобилизованный или его родственники столкнулись с отказами в предоставлении каникул, с затягиванием решения со стороны банка, с необоснованными требованиями, нужно обратиться в Банк России:
«Мы проверим эту информацию и либо дадим заявителю необходимые разъяснения, либо примем надзорные меры к банку или другой финансовой организации, если увидим, что они нарушают право мобилизованных на получение кредитных каникул».