Нефтегазовая отрасль стала одним из тех секторов российской экономики, которая подверглась наибольшему давлению западных санкций. ЕС 5 декабря 2022 года ввел эмбарго на импорт российской нефти морским путем. С этого же дня страны ЕС и G7 ввели потолок цен на уровне 60 долларов за баррель. С 5 февраля начали также действовать эмбарго и потолок цен на нефтепродукты из России.
Эти события давно ожидались рынком, так как о запретах начали говорить в ноябре, а США и Канада еще весной 2022 года отказались от закупок нефти из РФ. Хотя Россия смогла переориентировать высвободившиеся объемы в другие страны, в дальнейшем просчитать влияние западных ограничений сложно, а эффект от них может быть негативным.
Помимо этого, с 15 февраля начал действовать потолок цен на газ, а в будущем Европа планирует совсем отказаться от импорта российского газа.
Разбираемся вместе с экспертами, какие перспективы есть у нефтегазовых компаний в 2023 году, насколько велики риски для бизнеса и стоит ли инвестировать в акции компаний сектора.
Что происходит на рынке нефти и газа и какие перспективы
Наибольшая степень неопределенности наблюдается на мировом газовом рынке: с конца прошлого года цены перешли к резкому снижению, говорит портфельный менеджер УК «Открытие» Ирина Прохорова. «Однако более высокие потребности КНР в газе в текущем году могут привести к глобальной нехватке сжиженного природного газа (СПГ) и резкому повышению цен на фоне устойчивого отказа Европы от поставок из России», — полагает эксперт.
На европейском рынке газа ключевым фактором является практически рекордная заполненность подземных хранилищ газа (ПХГ), добавляет аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Аномально теплая погода в декабре-января, повышенный импорт СПГ и сниженный спрос со стороны промышленности позволили удержать запасы на повышенном уровне, что приводит к постепенной нормализации цен, считает он.
В этих условиях нефтяной рынок выглядит более стабильным, считает Прохорова.
Перенаправление нефтяных потоков из России в другие страны и рост спроса в странах G7 на новые источники оказывает поддержку нефтяным ценам, говорит начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин. Вместе с тем идет постепенное восстановление спроса со стороны Китая после снятия антиковидных ограничений, а сильного роста добычи не наблюдается ни в США, ни в ОПЕК+.
Что происходит с акциями нефтегазовых компаний сейчас
По мнению Кауфмана, для большинства российских компаний сектора основные риски уже реализовались и оказались не столь значимы, как опасались некоторые инвесторы.
«Сокращение добычи с марта составляет всего 500 тысяч баррелей в сутки — нижняя граница наших ожиданий. Рост налоговой нагрузки также оказался умеренным — законодательное ограничение дисконта сорта Urals совпадает с его прогнозируемым снижением из-за сокращения добычи и нормализации новых логистических цепочек», — объясняет он.
В то же время сектор выигрывает от ослабления рубля и умеренно высоких мировых цен на нефть, добавляет аналитик.
Для российских производителей неизвестность присутствует преимущественно в отношении стоимости фрахта, говорит Прохорова. Данные таможенной статистики КНР и Индии за ноябрь-декабрь указывают на отсутствие какого-либо дисконта в цене поставок нефти Urals по отношению к Brent. «Но даже если предполагать, что помимо возросшей стоимости фрахта дисконт в котировках присутствует, с учетом ослабления рубля рентабельность в нефтяном секторе сохраняется высокая», — уверена она.
Сектор выглядит перспективным на ближайший год, полагает Прохорова.
Российским акциям сектора в последние месяцы сильно помогло ослабление рубля, согласен Карпунин. «Курс доллара подскочил с 60 до 75 рублей, компенсировав имеющиеся дисконты при продаже нефти», — подчеркивает он.
По его мнению, в ближайшее время нефтяные компании продолжат публиковать лишь ограниченный объем данных, не раскрывая чувствительную информацию. В текущей ситуации это увеличивает неопределенность в плане оценки справедливых значений по цене акций компании.
Стоит ли инвестировать в акции нефтегазовых компаний в 2023 году
По мнению Карпунина, последние налоговые изменения, в частности переход в расчетах с цены Brent на Urals, несут наибольшую выгоду для «Роснефти» как лидеру по добыче нефти в России, поскольку улучшают ее переговорные позиции. «Компания также продает значительную часть нефти с минимальными дисконтами в Китай по трубопроводу ВСТО, "Восточная Сибирь — Тихий океан"», — добавляет он.
Аналитик также положительно оценивает перспективы «Новатэка». «Судя по комментариям главы компании, прибыль и дивиденды за 2022 год действительно значительно выросли, а амбициозные планы по увеличению производства СПГ по-прежнему актуальны, несмотря на торговые ограничения», — поясняет он.
С ним согласен Кауфман. «Около четверти СПГ с проекта "Ямал СПГ" реализуется по спотовым ценам, что позволяет "Новатэку" быть одним из бенефициаров повышенных цен на газ. Это трансформируется в рост финансовых результатов и неплохую дивидендную доходность», — подчеркивает он. По его прогнозу, финальные дивиденды за 2022 год могут составить около 69 рублей на акцию, что соответствует 6,4% доходности.
Также, по его мнению, привлекательными выглядят акции «Транснефти». «В 2022 году РФ нарастила добычу нефти на 2% год к году, а в текущем году снижение, вероятно, не превысит 5–7%. Это лучше прогнозов. На этом фоне операционные результаты "Транснефти" выглядят устойчиво, а финансовые результаты дополнительно поддерживаются ежегодной индексацией тарифов», — объясняет аналитик. По его расчетам, данные факторы позволят «Транснефти» выплатить по итогам 2022 года около 12 500 рублей дивидендов на акцию, что соответствует доходности 13,6%.
Кроме того, потенциал есть у бумаг «Татнефти». С ноябрьских максимумов акции «Татнефти» снизились почти на 16%, что было преимущественно связано с ожидаемым влиянием санкций и риском роста налоговой нагрузки, напоминает Кауфман.
«При этом пока риски не реализовываются — снижение добычи в РФ оказалось на уровне ожиданий, а рост налоговой нагрузки в настоящий момент минимален. В то же время акции "Татнефти" поддерживают ослабевший рубль, приверженность компании дивидендной политике и эффективная нефтепереработка, в связи с чем их падение, на наш взгляд, выглядит избыточным», — говорит он. При этом локально привлекательнее выглядят обыкновенные акции за счет аномального отсутствия премии к «префам», добавляет аналитик.
Высоким потенциалом роста стоимости и устойчивостью в период перенастройки нефтяного рынка обладает «Татнефть», согласна Прохорова. Это компания с выраженным потенциалом увеличения добычи и переработки на одном из самых современных в России нефтеперерабатывающих заводов. «Отрицательный чистый долг позволяет ей осуществлять сравнительно более высокие дивидендные выплаты, в том числе и ввиду отсутствия потребности в высоких капитальных затратах», — отмечает она.
Околонулевой долг наблюдается и у «Лукойла», при этом у компании сравнительно высокий денежный поток, говорит Прохорова.
Какую долю акций нефтегазовых компаний оптимально держать в портфеле
Нет единственно верного правила, как лучше сформировать часть нефтегазовых бумаг в портфеле, говорит Карпунин. «Сейчас не получается уверенно говорить о том, что нефтяной сектор является фаворитом на российском рынке акций. Без дополнительных драйверов показывать опережающий рост относительно индекса Мосбиржи или, например, банковского сектора будет сложно», — полагает он.
В любой ситуации необходимо поддерживать диверсификацию по секторам, подчеркивает Кауфман. В нефтегазовом секторе на данный момент есть ряд интересных идей, а ключевые риски для сектора уже реализовались, говорит он.
«В связи с этим сектор выглядит достаточно привлекательным для инвестиций, и его доля в портфеле может составлять 20–35%», — заключает он.
С помощью сервиса Банки.ру вы можете больше изучить тему инвестиций, почитать рыночную аналитику, выбрать подходящего брокера, а также купить интересующие вас акции, облигации или ПИФы, узнать ситуацию на рынке металлов, валюты и недвижимости.
Еще по теме:
Комментарии