На российском рынке последние пять лет активно развиваются дискаунтеры. Это формат ритейла, когда на полках стоит ограниченное количество товаров, а цены на первый взгляд кажутся более низкими, чем в других магазинах.
Сравнили цены на базовые продукты в двух супермаркетах и трех магазинах низких цен и рассказываем, на чем экономят дискаунтеры, чтобы добиться низких цен.
Что такое дискаунтеры
Дискаунтеры — это магазины, которые продают товары по ценам ниже, чем в обычных супермаркетах. Ритейл-эксперт и блогер Тихон Смирнов считает, что магазины такого типа — самый перспективный формат на рынке сегодняшней России. Такой поворот, конечно, связан с падающими реальными доходами граждан.
Если ранее целевой аудиторией дискаунтеров считались люди с низкими доходами, то сегодня там закупаются и граждане со средними доходами. С начала 2023 года продажи в дискаунтерах выросли на 19,7%.
Дискаунтеры в России можно разделить на две группы — самостоятельные сети и части групп компаний. К первой относятся, например, «Светофор», «Победа», «Находка» и так далее. Их основная зона присутствия — регионы, но в последние годы эти сети начали открывать свои точки в столичных регионах.
Вторая группа дискаунтеров принадлежит крупным сетям:
- «Чижик» — X5 Group.
- «Моя цена» — «Магнит».
- «365+» — «Лента».
- «Да!» — «О'кей».
- «Фасоль» — Metro.
Отличаются они не только собственниками, но и подходами к работе. Самостоятельные сети называют также жесткими дискаунтерами: в них низкий уровень обслуживания, выкладка товаров на паллетах, неизвестные бренды и продукция с истекающим сроком годности.
Крупные же сети — «Магнит» или X5 — стараются немного изменить правила, добавив комфорта. Но принцип остается тот же — обеспечить низкую цену за счет экономии на других аспектах продаж. Например, в «Чижике» нельзя купить сигареты. И дело тут не в лицензии. Как пишет Тихонов, продажи табака не окупали издержки на хранение, обслуживание оборудования и логистику.
На сколько в дискаунтерах дешевле
Низкие цены в дискаунтерах достигаются за счет сокращения расходов. Вот примеры:
- Аренда. Такие магазины находятся, во-первых, в удаленных от центра районах, где стоимость коммерческой недвижимости ниже, а во-вторых, занимают небольшую площадь по сравнению с классическими супермаркетами. Но бывают и исключения: жесткие дискаунтеры, напротив, занимают большие площади.
- Ограниченный ассортимент без раскладки. В одной категории товаров на полке будут стоять продукты 2—3 производителей, а большинство составят собственные торговые марки ритейлера (например, «Красная цена» у «Пятерочки», «Каждый день» у «Ашана»). Товары располагаются без эстетики — прямо в коробках от производителя.
- Минимальное количество сотрудников. Только кассиры, товароведы и грузчики.
- Большие объемы. Это актуально для больших дискаунтеров вроде «Светофора» или «Победы».
- Удешевленная продукция. Производители могут делать для дискаунтера измененную продукцию. Например, передавать на реализацию упаковку печенья не 300, а 200 г, использовать более дешевое сырье — например, вместо сахара использовать его заменители.
Все эти решения как раз и позволяют сетям снизить цены на товары. Чтобы понять, на сколько конкретно, мы составили условную корзину товаров на одну неделю и сравнили ее стоимость в нескольких магазинах города Чебоксары:
- «Чижик». Это дискаунтер X5 Group, которая также владеет «Пятерочкой», «Перекрестком» и «Каруселью».
- «Пятерочка».
- «Моя цена». Дискаунтер «Магнита», названный в честь собственной торговой марки сети.
- «Магнит» у дома.
- «Светофор». Самостоятельная дискаунт-сеть. В отличие от других магазинов из списка, эти дискаунтеры занимают большие площади.
Важно! В таблице приведены цены на самые дешевые позиции в каталогах супермаркетов. Если одной торговой марки (ТМ) нет во всех магазинах, подбирался аналог, а в скобках указано название ТМ. Цены актуальны на 26.10.2023.
«Чижик» (дискаунтер X5 Group) | «Пятерочка» (X5 Group) | «Моя цена» (дискаунтер «Магнита») | Супермаркет «Магнит» | «Светофор» | |
Батон нарезной | 27 рублей («Щедрый год», 400 г) | 29,99 рубля (Чебоксарский хлебозавод №1, 350 г) | 20,99 рубля (Чебоксарский хлебозавод №2, 350 г) | 22,09 рубля (Чебоксарский хлебозавод №2, 350 г) | 20,11 рубля (Чебоксарский хлебозавод №2, 350 г) |
Молоко 2,5% | 54 рубля («Светаево», 1 л) | 58 рублей («Светаево», 1 л) | 56,99 рубля («Моя цена», 970 мл) | 54,99 рубля («Моя цена», 970 мл) | 54 рубля («Умный баланс», 3,2%, 1 л) |
Огурцы среднеплодные гладкие, 1 кг | 89 рублей (короткоплодные пупырчатые) | 94,50 рубля | 86,98 рубля | 95 рублей | 83 рубля |
Томаты, 1 кг | 109 рублей | 172,99 рубля | 169,98 рубля | 249,98 рубля | 153 рубля |
Яблоки новый урожай, 1 кг | 79 рублей | 92,49 рубля | 79,99 рубля | 79,99 рубля | 66 рублей |
Тушка курицы, 1 кг | 199 рублей | 208,64 рубля | 199,99 рубля | 209,99 рубля | 186,45 рубля |
Докторская колбаса («Вязанка», 400 г) | 179 рублей («Вернер», 500 г) | 289,99 рубля (370 г) | 174,99 рубля | 319,99 рубля | 161,9 рубля («Черкизово», 1 кг) |
Сливочное масло «Крестьянское» 72,5% | 89 рублей («Светаево», 180 г) | 132,99 рубля («Васькино счастье», 180 г) | 139,99 рубля («Домик в деревне», 180 г) | 123,99 рубля («Васькино счастье», 180 г) | 145,60 рубля («Коррекс», 250 г) |
Гречка, 1 кг | 56 рублей | 57,81 рубля | 56,11 рубля | 56,11 рубля | 56,50 рубля |
Шоколад «Бабаевский» горький, 90 г | 69 рублей | 65,99 рубля | 69,99 рубля | 69,99 рубля | 58 рублей |
Сыр твердый «Гауда», 200 г | 145,33 рубля («Светаево») | 124,98 рубля («Эконива») | 139,99 рубля («Азбука сыра») | 154,99 рубля («Азбука сыра») | 62 рубля (производитель не указан) |
Всего | 1 095,33 рубля | 1 119,73 рубля | 1 196 рублей | 1 291,03 рубля | 1 046 рублей |
Набранная нами условная корзина в городе Чебоксары дешевле всего обошлась в жестком дискаунтере «Светофор», а дороже всего — в супермаркете «Магнит». При этом по некоторым категориям во всех магазинах разница в ценах минимальна. Это так называемые товары из базовой продовольственной корзины — хлеб, молоко, мясо курицы.
В России по ним нет жестко ограниченной оценки. Инициативы появляются то в Думе, то в правительстве, а ФАС периодически пытается найти признаки сговора в повышении цен. Поэтому все торговые сети добровольно ограничивают свою наценку на некоторые продукты. Когда вы приходите в магазин, как минимум одна позиция из категории в супермаркете будет «льготной», то есть наценка ритейлера на нее не превышает 10%.
Как еще сэкономить на продуктах
Чтобы экономить больше, недостаточно закупаться в дискаунтерах. Важна также финансовая дисциплина и разумные ограничения в покупках. В отдельном материале рассказываем, как рационально экономить на продуктах, почему доставка невыгодна и как правильно ходить в магазин.