Где дешевле всего покупать продукты и сколько можно сэкономить в дискаунтерах

Дата публикации: 27.10.2023 00:01 Обновлено: 18.01.2024 17:19
25 729
Время прочтения: 5 минут
Где дешевле всего покупать продукты и сколько можно сэкономить в дискаунтерах
Автор
Салават Юсупов, специалист по социально-экономическому и лайфстайл-контенту Банки.ру
Салават Юсупов специалист по социально-экономическому и лайфстайл-контенту Банки.ру
Источник
Banki.ru

На российском рынке последние пять лет активно развиваются дискаунтеры. Это формат ритейла, когда на полках стоит ограниченное количество товаров, а цены на первый взгляд кажутся более низкими, чем в других магазинах.

Сравнили цены на базовые продукты в двух супермаркетах и трех магазинах низких цен и рассказываем, на чем экономят дискаунтеры, чтобы добиться низких цен.

Что такое дискаунтеры

Дискаунтеры — это магазины, которые продают товары по ценам ниже, чем в обычных супермаркетах. Ритейл-эксперт и блогер Тихон Смирнов считает, что магазины такого типа — самый перспективный формат на рынке сегодняшней России. Такой поворот, конечно, связан с падающими реальными доходами граждан.

Если ранее целевой аудиторией дискаунтеров считались люди с низкими доходами, то сегодня там закупаются и граждане со средними доходами. С начала 2023 года продажи в дискаунтерах выросли на 19,7%.

Дискаунтеры в России можно разделить на две группы — самостоятельные сети и части групп компаний. К первой относятся, например, «Светофор», «Победа», «Находка» и так далее. Их основная зона присутствия — регионы, но в последние годы эти сети начали открывать свои точки в столичных регионах.

Вторая группа дискаунтеров принадлежит крупным сетям:

  • «Чижик» — X5 Group.
  • «Моя цена» — «Магнит».
  • «365+» — «Лента».
  • «Да!» — «О'кей».
  • «Фасоль» — Metro.

Отличаются они не только собственниками, но и подходами к работе. Самостоятельные сети называют также жесткими дискаунтерами: в них низкий уровень обслуживания, выкладка товаров на паллетах, неизвестные бренды и продукция с истекающим сроком годности.

Крупные же сети — «Магнит» или X5 — стараются немного изменить правила, добавив комфорта. Но принцип остается тот же — обеспечить низкую цену за счет экономии на других аспектах продаж. Например, в «Чижике» нельзя купить сигареты. И дело тут не в лицензии. Как пишет Тихонов, продажи табака не окупали издержки на хранение, обслуживание оборудования и логистику.

Как магазины побуждают тратить больше: 4 примера манипуляций покупателями

На сколько в дискаунтерах дешевле

Низкие цены в дискаунтерах достигаются за счет сокращения расходов. Вот примеры:

  • Аренда. Такие магазины находятся, во-первых, в удаленных от центра районах, где стоимость коммерческой недвижимости ниже, а во-вторых, занимают небольшую площадь по сравнению с классическими супермаркетами. Но бывают и исключения: жесткие дискаунтеры, напротив, занимают большие площади.
  • Ограниченный ассортимент без раскладки. В одной категории товаров на полке будут стоять продукты 2—3 производителей, а большинство составят собственные торговые марки ритейлера (например, «Красная цена» у «Пятерочки», «Каждый день» у «Ашана»). Товары располагаются без эстетики — прямо в коробках от производителя.
  • Минимальное количество сотрудников. Только кассиры, товароведы и грузчики.
  • Большие объемы. Это актуально для больших дискаунтеров вроде «Светофора» или «Победы».
  • Удешевленная продукция. Производители могут делать для дискаунтера измененную продукцию. Например, передавать на реализацию упаковку печенья не 300, а 200 г, использовать более дешевое сырье — например, вместо сахара использовать его заменители.

Все эти решения как раз и позволяют сетям снизить цены на товары. Чтобы понять, на сколько конкретно, мы составили условную корзину товаров на одну неделю и сравнили ее стоимость в нескольких магазинах города Чебоксары:

  • «Чижик». Это дискаунтер X5 Group, которая также владеет «Пятерочкой», «Перекрестком» и «Каруселью».
  • «Пятерочка».
  • «Моя цена». Дискаунтер «Магнита», названный в честь собственной торговой марки сети.
  • «Магнит» у дома.
  • «Светофор». Самостоятельная дискаунт-сеть. В отличие от других магазинов из списка, эти дискаунтеры занимают большие площади.

Важно! В таблице приведены цены на самые дешевые позиции в каталогах супермаркетов. Если одной торговой марки (ТМ) нет во всех магазинах, подбирался аналог, а в скобках указано название ТМ. Цены актуальны на 26.10.2023.

«Чижик» (дискаунтер X5 Group)«Пятерочка» (X5 Group)«Моя цена» (дискаунтер «Магнита»)Супермаркет «Магнит»«Светофор»
Батон нарезной27 рублей («Щедрый год», 400 г)29,99 рубля (Чебоксарский хлебозавод №1, 350 г)20,99 рубля (Чебоксарский хлебозавод №2, 350 г)22,09 рубля (Чебоксарский хлебозавод №2, 350 г)20,11 рубля (Чебоксарский хлебозавод №2, 350 г)
Молоко 2,5%54 рубля («Светаево», 1 л)58 рублей («Светаево», 1 л)56,99 рубля («Моя цена», 970 мл)54,99 рубля («Моя цена», 970 мл)54 рубля («Умный баланс», 3,2%, 1 л)
Огурцы среднеплодные гладкие, 1 кг89 рублей (короткоплодные пупырчатые)94,50 рубля86,98 рубля95 рублей83 рубля
Томаты, 1 кг109 рублей172,99 рубля169,98 рубля249,98 рубля153 рубля
Яблоки новый урожай, 1 кг79 рублей92,49 рубля79,99 рубля79,99 рубля66 рублей
Тушка курицы, 1 кг199 рублей208,64 рубля199,99 рубля209,99 рубля186,45 рубля
Докторская колбаса («Вязанка», 400 г)179 рублей («Вернер», 500 г)289,99 рубля (370 г)174,99 рубля319,99 рубля161,9 рубля («Черкизово», 1 кг)
Сливочное масло «Крестьянское» 72,5%89 рублей («Светаево», 180 г)132,99 рубля («Васькино счастье», 180 г)139,99 рубля («Домик в деревне», 180 г)123,99 рубля («Васькино счастье», 180 г)145,60 рубля («Коррекс», 250 г)
Гречка, 1 кг56 рублей57,81 рубля56,11 рубля56,11 рубля56,50 рубля
Шоколад «Бабаевский» горький, 90 г69 рублей65,99 рубля69,99 рубля69,99 рубля58 рублей
Сыр твердый «Гауда», 200 г145,33 рубля («Светаево»)124,98 рубля («Эконива»)139,99 рубля («Азбука сыра»)154,99 рубля («Азбука сыра»)62 рубля (производитель не указан)
Всего1 095,33 рубля1 119,73 рубля1 196 рублей1 291,03 рубля1 046 рублей

Набранная нами условная корзина в городе Чебоксары дешевле всего обошлась в жестком дискаунтере «Светофор», а дороже всего — в супермаркете «Магнит». При этом по некоторым категориям во всех магазинах разница в ценах минимальна. Это так называемые товары из базовой продовольственной корзины — хлеб, молоко, мясо курицы.

В России по ним нет жестко ограниченной оценки. Инициативы появляются то в Думе, то в правительстве, а ФАС периодически пытается найти признаки сговора в повышении цен. Поэтому все торговые сети добровольно ограничивают свою наценку на некоторые продукты. Когда вы приходите в магазин, как минимум одна позиция из категории в супермаркете будет «льготной», то есть наценка ритейлера на нее не превышает 10%.

Получайте кэшбэк на продукты

Как еще сэкономить на продуктах

Чтобы экономить больше, недостаточно закупаться в дискаунтерах. Важна также финансовая дисциплина и разумные ограничения в покупках. В отдельном материале рассказываем, как рационально экономить на продуктах, почему доставка невыгодна и как правильно ходить в магазин.

Десять советов, как экономить на еде без ущерба для здоровья
Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме