«Вам предварительно одобрен кредит» — такое сообщение вы можете получить от банка, даже если к нему не обращались. Разбираемся, что это значит и может ли банк оформить заявку на кредит без вашего согласия.
Что такое заявка на оформление кредита
Заявка — это официальный запрос клиента в банк для получения какого-либо продукта, в том числе кредита. Подать заявку можно разными способами:
- заполнить анкету на сайте или в приложении банка;
- обратиться в банк и оформить заявку с помощью сотрудника (через чат в приложении банка, по телефону или в отделении);
- оставить онлайн-заявку через Банки.ру — бесплатный сервис подберет самый выгодный кредит из представленных на сайте.
«Оформление заявки на кредит без вашего ведома является незаконным, так как подобные действия нарушают права потребителей. Банк обязан идентифицировать клиента перед заключением кредитного договора», — говорит управляющий партнер ЮРЛ Групп Семен Николаев.
Инициатива должна исходить от клиента. То есть только вы можете подать заявку, если вам нужен кредит. Оператор банка перезвонит и уточнит условия. Также вас могут попросить подтвердить заявку с помощью голосового помощника или оператора банка, говорит кредитный и ипотечный брокер Юлия Подольская. Важно: не сообщайте личные данные и коды мошенникам. В конце материала расскажем, как их отличить и что делать, если вы уже попались.
Что значат уведомления об одобрении кредита
А вот сообщения о том, что вам предварительно одобрен кредит, не являются заявкой. Так банк привлекает ваше внимание к своим продуктам. Он хочет, чтобы вы заинтересовались предложением и оформили заявку на кредит.
В уведомлении часто указаны выгодные условия, например: низкая по сравнению со стандартной ставка, большая сумма, возможность возврата части процента после погашения или другие преимущества. Если они актуальны, вы можете обратиться в банк и оформить заявку. Но не факт, что кредит одобрят именно с этими выгодными условиями. При рассмотрении заявки банк учитывает много факторов, например, кредитную историю, долговую нагрузку, трудовой стаж, доход и т. д. И вы можете не пройти по критериям.
«То есть в ситуации, когда клиент после такого сообщения действительно оставит заявку на заключение кредитного договора, одобрения может и не быть», — говорит Владимир Кузнецов, вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству.
Почему банки отправляют предложения без запроса клиента
Кредитным учреждениям нужны надежные клиенты, которые будут пользоваться кредитными продуктами и возвращать деньги без просрочек. Встречное кредитное предложение со стороны банка — это инструмент для привлечения заемщиков.
Если вы решите оформить заявку на кредит и пройдете по критериям, банк получит качественного заемщика и выдаст вам деньги.
Что делать, если я не хочу получать такие уведомления
Предложения ни к чему не обязывают, вы можете просто игнорировать их и ничего не оформлять. Однако такие уведомления могут вызывать раздражение. Чтобы не получать их, есть два варианта действий:
- Обратиться в поддержку банка для отключения банковских рассылок и обзвонов. Если ситуация не изменится, вы можете обратиться в Федеральную антимонопольную службу и в ЦБ РФ.
- Отозвать согласие на рекламные рассылки и звонки. После этого вы не будете получать предложения от банка.
Как вести себя, если звонят или пишут мошенники
Мошенники придумывают все больше новых схем обмана. В том числе представляются сотрудниками банков, предлагают оформить кредит, просят прислать личные данные и коды из СМС. Важно знать, как их распознавать.
Если звонят
- Сотрудники банка звонят с официальных номеров. Мошенники используют номера, похожие на официальные, но, например, с разницей в одну цифру. Реже пользуются технологией подмены номеров — российские сотовые операторы обязаны блокировать звонки с таких телефонов.
- Можно внести официальный номер банка в контакты. Тогда вы будете знать, когда звонит не он, а мошенник.
- Если вы уже говорите с мошенником, постарайтесь проверить номер в поисковике. Информация о небезопасных номерах быстро появляется в интернете.
- Установите приложение-антиспамер, которое предупредит о том, что номер принадлежит мошенникам или участвует в массовом обзвоне. Для скачивания такого приложения используйте официальные источники и обращайте внимание, доступ к какой информации на смартфоне оно запрашивает.
Если присылают сообщения
- СМС от банка тоже должны приходить с официальных номеров.
- Мошенники специально допускают ошибку в названии при рассылке сообщений — например, меняют местами буквы или используют цифры вместо букв.
- Если речь о банке, в котором вы являетесь клиентом, обратите внимание на историю переписки. Сообщения от мошенников приходят в новую переписку.
Помните, сотрудники банка не будут просить:
- назвать реквизиты карты;
- указать данные для входа в сервисы банка;
- перевести деньги на «безопасный счет» или назвать коды из СМС из-за подозрительной операции.
Не указывайте реквизиты карт, номера телефонов и другие личные данные на малознакомых и небезопасных сервисах. Мы также рассказали, как отличить реальный сайт от мошеннического.
Не называйте никому коды из СМС для входа в сервисы банка и для совершения операций. Однако сотрудники банка могут запросить у вас код для подтверждения личности, чтобы совершить действия по вашему запросу. Его можно сообщить только:
- в официальном чате банка через приложение;
- сотруднику в отделении;
- сотруднику по звонку. В этом случае лучше позвонить в банк самому через приложение, по номеру с официального сайта или указанному на обороте карты. В таком случае вы будете уверены, что говорите с сотрудником.