Какой должна быть температура в квартире зимой и летом и куда обращаться, если она не соответствует нормам

Дата публикации: 23.08.2023 15:50
82 633
Время прочтения: 8 минут
Какой должна быть температура в квартире зимой и летом и куда обращаться, если она не соответствует нормам

Содержание статьи

Показать
Скрыть

Отопительный сезон стремительно приближается. Рассказываем, какой должна быть температура в жилом помещении, что делать, если в квартире слишком холодно или слишком жарко, и в каком случае можно обратиться в управляющую компанию, жилищную инспекцию, Роспотребнадзор или прокуратуру.

Почему правильная температура в доме — это важно и к чему приводит несоблюдение температурных норм

Микроклимат в квартире влияет на физическое и эмоциональное состояние жильцов. Особенно заметно повышенная или пониженная температура отражается на людях с сердечно-сосудистыми, респираторными заболеваниями и частыми аллергическими реакциями.

Духота может привести к обезвоживанию организма, недосыпу, повышенному давлению, головным болям, сухости слизистых, сухому кашлю и затрудненному дыханию.

Повышенная температура вызывает снижение физической активности и работоспособности, негативно влияет на работу сердца. Если в квартире высокая влажность, могут появиться плесневые грибки.

Низкая температура может обострить хронические болезни костно-мышечной системы, воспалительные процессы и респираторные заболевания. Холодный воздух может снизить иммунитет и даже спровоцировать болезнь «холода» почек.

Особенно внимательно за температурным режимом стоит следить родителям малышей, поскольку дети очень чувствительны к перепадам температуры.

Когда начинается отопительный сезон

В домах, подключенных к сетям инженерно-технического обеспечения, отопительный сезон начинается в установленные местными властями сроки.

Обычно отопление включают через пять дней подряд, в которые среднесуточная температура на улице составляла +8°С.

Регионы могут устанавливать различные сроки отопительного периода. Обычно он длится восемь месяцев — с октября по май.

Какая температура зимой должна быть в квартире

Согласно СанПин, ГОСТу об оказании ЖКУ собственникам и пользователям жилых помещений, температура в квартире должна составлять 18–20°С. В угловых комнатах температура может быть выше на 2°С.

В отопительный сезон для каждого помещения устанавливают свои нормы температуры:

  • в жилых помещениях это 18–24°С;
  • в кухне — 18–26°С;
  • в ванной и туалетной комнатах — 18–26°С;
  • в кладовой — 12–22°С.

Превышать температуру можно не более чем на 4°С. Днем снижать температуру нельзя, а вот в ночное время с 00:00 до 5:00 температуру можно снизить, но только на 3°С.

При этом отопление должны подавать постоянно, суммарный перерыв в подаче тепла не может превышать 24 часов.

В теплое время года температура в жилых комнатах может составлять 20–28°С. Для остальных помещений нормы не установлены.

Допустимая и оптимальная температуры

ГОСТ 30494-2011 устанавливает понятие допустимой и оптимальной температуры в жилом помещении.

Допустимой является температура, которая не оказывает негативного влияния на организм человека при длительном нахождении последнего в квартире. Оптимальная температура означает, что она комфорта как минимум для 80% людей.

Для жилых комнат оптимальной является температура от 20 до 22°С, допустимая — от 18 до 24°С.

Для жилых комнат в районах с температурой наиболее холодной пятидневки оптимальная температура составляет от 21 до 23°С, а допустимая — от 20 до 24°С.

Подробнее — в таблице ниже.

Помещение

Допустимая температура воздуха, °С

Оптимальная температура воздуха, °С

Жилая комната

18–24

20–22

То же, в районах наиболее холодной пятидневки (- 31°С и ниже)

20–24

21–23

Кухня

18–26

19–21

Туалет

18–26

19–21

Ванная и совмещенный санузел

18–26

24–26

Общие коридоры

16–22

18–20

Холл, лестничный пролет

14–20

16–18

Кладовая

12–22

16–18

Комфортная и ощущаемая температура

Законодательно понятия комфортной и ощущаемой температуры не закреплены. Каждый человек понимает комфорт по-своему, поэтому коммунальные службы не могут ориентироваться на индивидуальные предпочтения граждан.

Что делать, если температура в квартире отклоняется от нормы

По Правилам предоставления комуслуг при несоответствии температуры нормам жильцы могут обратиться в управляющую компанию или ТСЖ.

Если причина перебоев с отоплением известна, сотрудники компании обязаны ее назвать.

Обратиться можно письменно или устно, в том числе по телефону. Обращение должны зарегистрировать и присвоить ему индивидуальный номер. В течение двух часов коммунальщики должны назначить проверку. По результатам проверки управляющая компания должна составить акт и указать в нем выявленные нарушения и температуру на момент визита специалиста. Документ составляют в двух экземплярах — для жильца и компании. Если у жильца и коммунальщиков возникли разногласия по полученным данным, проводят повторную проверку.

Составленный акт может быть основанием для перерасчета платы за отопление. Акт можно использовать в качестве доказательства в суде, если вам откажут в перерасчете за некачественные услуги.

Чтобы в акте указали достоверную информацию, жильцам не стоит включать обогреватели и кондиционеры или открывать окна перед приходом комиссии.

Стороны также могут провести независимую экспертизу. Если такую услугу заказывает собственник жилого помещения, он обязан уведомить об этом управляющую компанию или поставщика услуг.

Если по результатам проверки решить проблему так и не удалось, необходимо составить письменную претензию к администрации муниципального образования.

Обратите внимание, что существуют допустимые перерывы в подаче отопления. На 16 часов, если температура в помещении выше 12°С. На восемь часов, если температура в помещении составляет 10–12°С. На четыре часа, если температура в помещении составляет 8–10°С.

Что делать, если в квартире жарко

Если в отопительный сезон в квартире слишком жарко, придется вызвать управляющую компанию. Специалист проверит, правильно ли отрегулирована батарея.

При необходимости жильцы могут установить радиаторы с регулировкой подачи теплоносителя или балансировочный кран на стояк отопления.

В каких случаях можно обратиться в управляющую компанию

Если причина холода в квартире — едва теплые батареи, это повод обратиться в управляющую или ресурсоснабжающую компанию. Они направят специалиста для проверки качества коммунальных услуг и замеров температуры в квартире.

Устранить нарушения ДУК должна в течение суток. При возникновении серьезных поломок сроки могут увеличить до семи дней. Если через неделю температура все так же не соответствует минимальным нормам СанПин, собственник квартиры может направить жалобу в:

Они проведут проверку жилищных условий и действий коммунальных служб. С результатами проверки ведомств можно обратиться в суд, если решить проблему в досудебном порядке так и не удалось.

Ответственность коммунальных служб и УК

Коммунальные службы и управляющая компания должны обеспечить жильцов оптимальными параметрами микроклимата. За нарушение нормативов должностных лиц могут привлечь к ответственности по ст. 7. 22 КоАП РФ.

Если жалобы в управляющую компанию не помогают, можно обратиться в вышестоящие инстанции. При этом ответственность за сохранение оптимальной температуры в доме также возлагается на жильцов. Не стоит оставлять открытыми окна в подъезде зимой, демонтировать вентиляцию или объединять помещения без согласования с управляющей компанией.

Как добиться перерасчета и компенсации за несоблюдение температурного режима

В периоды, когда температура в квартире ниже нормы, должны действовать сниженные коммунальные тарифы за отопление. Тарифную ставку снижают на 0,15% за каждый час, когда температура в квартире ниже нормы.

Заявление на перерасчет нужно подать в управляющую компанию или МФЦ, если в вашем регионе центр предоставляет такие услуги. Заявление составляют в свободной форме и прикладывают к нему акт замера температуры воздуха в квартире и акт о предоставлении некачественных коммунальных услуг. В документах должны быть указаны дата, место составления акта, характеристики обследуемого помещения, температура, а также приборы, которыми проводились замеры.

Как добиться перерасчета за коммунальные услуги в 2024 году: основания, документы, сроки, инстанции

Как замеряют температуру в квартире

Температуру в помещении измеряют шаровым термометром через 20 минут после его установки в комнате. Прибор должен иметь сертификат качества и быть зарегистрированным в управляющей компании. Чтобы измерить температуру в квартире, нужно соблюсти несколько правил:

  • выбрать комнату с наибольшей площадью;
  • закрыть все источники свежего воздуха;
  • измерительный прибор устанавливают на высоту в один метр, при этом расстояние от наружной стены и батареи должно быть не менее 0,5 метра.

Контрольные замеры проводят каждый час в течение суток.

Собственники помещения могут обратиться к независимым специалистам, которые проведут замер температуры и выдадут официальное заключение. Также замеры может провести аварийно-диспетчерская служба управляющей компании.

Специалисты помогут определить температуру в квартире, а также причины ее несоответствия нормам.

Жильцы также могут провести замеры самостоятельно. Однако эти данные пригодятся только для того, чтобы понять, действительно ли температура в квартире ниже нормы или это субъективные ощущения и вызывать специалистов не нужно.

Как изменить температуру в помещении

Не всегда причина несоответствия температуры в квартире нормам — нарушение правил отопления. Проблема может быть в неисправности отопительной системы. Возможно, требуется ремонт или замена обогревательных элементов или устранение воздушной пробки.

После запуска системы батареи могут быть холодными еще в течение пяти дней. Это оптимальное для коммунальщиков время для отладки системы.

Если же батареи так и не стали горячими, это повод обратиться в управляющую компанию или коммунальную службу.

Если батареи издают булькающие звуки, прогреваются неравномерно, при этом стояк остается горячим, возможно, в батарее скопился воздух или шлам — осадок из частиц металла, ржавчины и других нерастворимых в воде отложений. В этом случае стоит пригласить мастера из управляющей компании.

Иногда в низкой температуре в квартире виноваты собственники жилья, которые делают перепланировку без согласования с архитектурой или банально ставят радиаторы меньшего объема без согласования с УК.

В первую очередь стоит утеплить окна, устранить воздушные пробки в батареях, установить на них специальные терморегуляторы и настроить оптимальную температуру.

Безопасная квартира: как выбрать жилье с хорошей экологией

Что делать, если температура в квартире не соответствует нормам: главное

  • Для жилых комнат оптимальная температура — от 20 до 22°С, допустимая — от 18 до 24°С.
  • Если в течение пяти дней после включения отопления батареи остаются холодными, нужно обратиться в управляющую компанию.
  • Превышать температуру можно не более чем на 4°С. Днем снижать температуру нельзя, но допустимо в ночное время с 00:00 до 5:00 — на 3°С.
  • При этом отопление должны подавать постоянно, суммарный перерыв в подаче тепла не может превышать 24 часов.
  • В теплое время года температура в жилых комнатах может составлять 20–28°С. Для остальных помещений нормы не установлены.
  • Если температура в квартире в течение суток не соответствует норме, нужно обратиться в управляющую компанию. Ее специалисты проведут необходимые замеры, составят акт и при наличии проблем устранят их.
  • Если температура в квартире так и не изменилась, можно обратиться в жилищную инспекцию, Роспотребнадзор или прокуратуру. Они проведут проверку, с результатами которой при необходимости можно будет обратиться в суд.
Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме